Деятельность педагогов – психологов и социальных педагогов

в рамках внутренней системы оценки качества образования МБОУ «СОШ №17»

Ремер Карина Анатольевна
педагог – психолог МБОУ «СОШ №17», г. Нижневартовска
remer-karina@yandex.ru

В каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном типе личности (М. Вебер), отражающие набор ценностных нормативных характеристик, которые даются человеку обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, направленного на создание соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, обеспечивающих формирование личности как идеального представителя гражданского общества.

В настоящее время все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко-предметными знаниями и навыками.

В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.

В современной образовательной системе все большее признание получает антропологическая парадигма как ориентация на человеческую реальность во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях; выступающая как поиск средств и условий становления человека как творца собственной жизни, как индивидуальности.

С введением ФГОС НОО разработана основная образовательная программа МБОУ «СОШ №17». Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной образовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенции, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

Метапредметные результаты формируются за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Личностные результаты формируются за счет реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

Успешность решения выше представленных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует обучающихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

В МБОУ «СОШ №17» оценка метапредметных результатов (познавательных, регулятивных, коммуникативных) осуществляется в рамках интеграции всех видов внутришкольного контроля: промежуточной и итоговой аттестации, рубежного, текущего контроля.

Оценка личностных результатов, а именно: сформированность внутренней позиции обучающегося, основ гражданской идентичности, самооценки, мотивации учебной деятельности, морально – этических суждений, на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС не подлежат итоговой оценке.

В рамках системы внутренней оценки осуществляется ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности.

Проводимая педагогом – психологом диагностика уровня сформированности УУД осуществляется строго по апробированному, валидному и рекомендованному психодиагностическому инструментарию.

 

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфолио обучающегося.

Портфолио обучающегося первой ступени обучения:

В целях эффективности внутренней оценки достижения планируемых результатов обучающимися школы первой ступени обучения предусмотрено осуществление обратной связичерез:

1. информированность:

- педагогов об эффективности педагогической деятельности (на педсоветах, совещаниях, посвященных анализу учебно-воспитательного процесса);

- обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрация материалов портфолио);

- родителей о достижениях детей.

Значительную роль в информационной поддержке может играть Интернет-сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, диверсифицирующий мотивационную среду образовательного учреждения. Именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации.

2. обеспечение мотивации на обучение, ориентировку на успех, поощрение даже за незначительное продвижение обучающихся.

В рамках реализации программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся социальным педагогом МБОУ «СОШ №17» была разработана подпрограмма, с целью пропаганды ЗОЖ - «Мой правильный выбор».

Педагогом – психологом были разработаны подпрограммы психолого – педагогического сопровождения обучающихся первой ступени обучения на основе программы «Тропинка к своему Я», кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой, с целью развития интереса ребенка к познанию собственных возможностей, обучению нахождения путей и способов преодоления трудностей, формирования личностных и коммуникативных УУД.

Отличительной особенностью программы является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей:

Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой);

В соответствии с учебным объемом учебного времени составляет 135 часов (33 недели в 1 классах и 34 недели во 2-4 классах, по 1 часу в неделю).

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие эмоционально – волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники (сказкотерапия и др.), направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.

Таким образом, количество часов подразделяется пополам – 50% количества часов аудиторных занятий от общего количества занятий и 50% количества часов внеаудиторных активных занятий.

Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся начальной школы осуществляется в рамках реализации внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования, призванная, в настоящей действительности, гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.

В МБОУ «СОШ №17»внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Если в рамках оценки качества образования деятельность педагога – психолога осуществляется в духовно – нравственном направлении развития личности обучающихся, то педагоги – предметники осуществляют свою деятельность в общеинтеллектуальном направлении развития личности, в рамках кружковой работы, а именно – «Первые шаги в науку», «Логика», «Риторика». Занятия проходят по одному часу в неделю.

Под руководством заместителя директора по методической работе организована работа «Школы юного исследователя», где обучающиеся знакомятся с основами научно – исследовательской и проектной деятельности, получают первый опыт в самопрезентации. Пробуя свои силы в этом направлении, принимают участие в проектной деятельности школьного научного общества, в слете научных обществ обучающихся образовательных учреждений, в межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира».

Результатами организации внеурочной деятельности можно считать призовые места наших обучающихся в интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах и научно – исследовательской деятельности.

По результатам мониторинговых исследований количество проектных работ обучающихся первой ступени обучения в МБОУ «СОШ №17» в 2013г. составляло 29 шт., а в 2014г. – 46. Призовые места в рамках проведения научно – исследовательской деятельности в 2013г. – 7, а в 2014 – 15.

С введением ФГОС начального общего образования большое влияние на результативность образовательного процесса оказывает работа педагогов – предметников, социальных педагогов и педагогов – психологов с родителями обучающихся, их тесное сотрудничество в воспитании и обучении детей.

Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотехнические методики на доступном для них уровне. Не обязательно давать родителям глубокие знания, но можно познакомить их с основными положениями, подходами; показать, каким образом можно повысит самооценку ребенка, дать ему возможность для личностного роста; научить родителей лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимоотношения.

Сегодняшняя социальная ситуация диктует определенные условия организации взаимодействия родителей и педагогов, родителей и педагога – психолога. Каждое образовательное учреждение выбирает такие формы работы с родителями, которые в большей степени соответствуют внутренней философии, организационной философии, образовательной программе.

В нашем образовательном учреждении используются различные формы взаимодействия с семьей, такие как, тематические встречи, родительские собрания. Но наш педагогический коллектив использует и другие формы работы, такие как родительские клубы.

С 2013г. в нашей школе успешно функционирует родительский клуб «Секреты добрых отношений», с целью повышения психолого – педагогической компетенции родителей посредством обмена практическим опытом воспитания детей в условиях неформального общения.

В рамках работы родительского клуба, под руководством педагога – психолога, встречаются мамы, папы, дедушки и бабушки. На таких встречах родители знакомятся друг с другом, делятся своим опытом взаимодействия с детьми, встречаются со специалистами, участвуют в решении сложных задач и просто разговаривают и играют, становясь на короткое время детьми, непосредственными, непоседливыми, любознательными, - словом, такими, как их сын или дочка. Все это помогает родителям лучше понять своих детей, почувствовав, хоть на короткое время, себя на месте ребенка. Как показывает практика, родители заинтересованы не только в решении проблем ребенка, но и в теплом, неформальном общении с другими родителями, которого многим не хватает в наше стремительное время.

Формы работы с родителями разнообразны: психологическая гостиная, вечера вопросов и ответов, круглые столы, проблемные лекции, мини – тренинги и просто душевные разговоры.

Программа работы школьного родительского клуба «Секреты добрых отношений» в 2014г. была представлена на Всероссийской научно – практической конференции «Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО – Югры, НВГУ» в рамках работы секции «Психолого – педагогическое сопровождение и социально – воспитательная деятельность в образовательных учреждениях».

В результате совместной работы социального педагога и педагога – психолога в сентябре 2014г. были сняты с учета в ТКДНиЗП (территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав) 2 семьи, находящиеся в социально – опасном положении. На учете в отделе полиции №3, ТКДН иЗП в 2013г. состояло 6 обучающихся, а в 2014г. – 2 обучающихся. На внутришкольном учете в 2013г. состояло 7 обучающихся, а в 2014г. – 5 обучающихся.

В нашей школе в рамках системы оценки качества образования деятельность педагога – психолога заключается в организации творческого союза педагогической, ученической и родительской общественности, в повышении уровня личностных и коммуникативных УУД, в рамках реализации внеурочной деятельности.