Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

г. Нижневартовска «Центр детского творчества»

педагог-психолог Полякова Светлана Асватовна

Специфика работы в учреждении дополнительного образования с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.

Специфика образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования заключается в нестандартном подходе к обучающимся, который формируется в реальной возможности выбора индивидуального образовательного пути, освоения учебного материала в личностно значимом темпе и объеме. Таким образом, ребёнку предоставляются условия для развития его творческих способностей с учётом интересов и возможностей. Дополнительное образование создает пространство, в котором может развиваться личность, обеспечивает ей «ситуацию успеха», в отличие от основного образования, когда успех сопутствует далеко не каждому.

Иными словами, дополнительное образование выполняет определенную защитную функцию — компенсирует ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях массовой школы, обогащает и расширяет их культурный опыт. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования дают возможность в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.

Центр детского творчества, являясь учреждением дополнительного образования, создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с ОВЗ в таких кружках, как: декоративная роспись, лепка, изобразительное искусство, вышивка, бисероплетение, парикмахерское искусство, многие ребята обучаются игре на музыкальных инструментах: фортепиано, синтезаторе, гитаре, поют в фольклорном ансамбле.

Так по итогам 2013-2014 года в Центре детского творчества занимались 19 детей, имеющие ограниченные возможности здоровья. Педагоги, учитывая особенности таких детей, применяют индивидуальный подход в освоении образовательных программ, которые дополнены и расширены возрастной категорией до 24 лет. Занятия с такими детьми, как правило, проходят в смешанных группах наравне с другими ребятами. Такое включение детей в общий образовательный процесс с детьми, не имеющими отклонений в здоровье, позволяет воспитывать в детях толерантное отношение друг к другу, учит проявлять взаимопомощь и поддержку, а также способствует успешной социализации детей данной категории, обеспечивая их полноценное участие в жизни общества.

В Центре детского творчества накоплен многолетний педагогический опыт работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ. С 1996 года организована работа семейного клуба «Надежда», который ежегодно посещают более 30 семей.

Основная цель деятельности семейного клуба «Надежда»:

Создание условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями в учреждении дополнительного образования.

Основными задачами для достижения поставленной целиявляются:

- Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям в формировании адекватных поведенческих и эмоциональных реакций, способствующих успешной социализации;

- Обеспечение атмосферы эмоционального комфорта, сотрудничества и принятия особенностей каждого ребенка.

Основными направлениями деятельности клуба «Надежда» являются:

- сбор информации о семье, ее запросах, готовности к сотрудничеству с ЦДТ;

- учебно-воспитательный процесс в различных творческих коллективах и кружках по интересам детей;

- психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей;

- культурно-массовые мероприятия;

- профилактическая работа.

В деятельности семейного клуба «Надежда» используютсятакие формыработы как:

- кружковая работа (по направлениям деятельности «Центра детского творчества»);

- индивидуальная работа (привитие детям доступных умений и навыков);

- организация и проведение праздников, концертов, конкурсов, развлекательно-познавательных игр, викторин. Среди них: «Что я знаю о своей Родине», «Что, где, когда», «Любимой маме», «Новогодний калейдоскоп», «Великий День Победы!», и многие другие. Причем включение таких детей бывает, как непосредственным (с участием самого ребенка), так и опосредованным (дети приглашаются в качестве зрителей или болельщиков). Такое включение позволяет детям получить уникальный опыт взаимодействия и коммуникации со сверстниками, способствует формированию опыта эмоционально-оценочных отношений, дает ощущение сопричастности к образовательному учреждению, способствует воспитанию патриотических чувств. При активном участии детей и родителей организуются народные праздники«Покров день», «Калядки», «Рождество Христово», «Масленица», и др.

- организация и проведение спортивно-развлекательных программ, выездов на базу отдыха «Голубое озеро», где педагоги-организаторы базы проводят спортивные соревнования, основанные на каком-либо сюжете: «Приключение», «Клад» и др.)

- проведение занятий для родителей с элементами психологического тренинга: «Легко ли быть родителем особенного ребенка», «Я и мой ребенок», проведение индивидуальных консультаций, бесед).

- проведение мастер-классов, семинаров-практикумов (проводятся для детей и их родителей педагогами отделов декоративно-прикладного творчества и эстетики быта: «Новогодние игрушки», «Как украсить стол к празднику», «Сделай сам открытку», «Расти коса до пояса (прически для девочек) и другие.

- подготовка детей к участию в конкурсах, выставках и фестивалях различного уровня: «Я радость нахожу в друзьях», «Солнце для всех» (г. Ханты-Мансийск), «Шаг навстречу» (г. Санкт-Петербург), и др.Родители таких детей принимают самое активное участие в подготовке.

Так, ежегодно в Центре детского творчества проводится более 30 мероприятий для семейного клуба «Надежда».

Таким образом, многолетний опыт работы Центра детского творчества с детьми с особенностями психофизического развития показывает, что активное включение детей в общий образовательный процесс наравне с обычными детьми благоприятно сказывается на общем развитии таких детей, создает для них атмосферу эмоционального комфорта, позволяет приобрести неоценимый опыт взаимодействия и коммуникации со сверстниками, а тесное сотрудничество педагогов с родителями в рамках семейного клуба «Надежда» способствует успешной социализации и адаптации детей данной категории, обеспечивая их полноценное участие в жизни общества.

Мы гордимся достижениями наших обучающихся и выпускников:

Калашников Илья, Фатхутдинова Лилия, Комова Евгения, Колесникова Елизавета, Бахтиярова Регина,Зайцев Юрий являются не только участниками, но и дипломантами и победителями конкурсов различного уровня.

Выпускники детских объединений продолжают дальнейшее обучение по профилю: Данильченко Артур - студент музыкального отделения социально-гуманитарного колледжа, солистка фольклорного ансамбля Валерия Фролова обучается в школе для одаренных детей Севера (г. Ханты-Мансийск).

А имя Дмитрия Верещагина занесено в книгу одаренных детей России.