Педагог-психолог МАУДО г. Нижневартовска ЦДТ,

Моргунова Карина Александровна

Выступление на секционном заседании городского августовского педагогического совещания 04.09.2014 г.

Тема: «Специфика профориентационной работы в учреждении дополнительного образования»

«Если ты не знаешь,

в какую гавань держишь путь,

то ни один ветер

не будет для тебя попутным»

Сенека

Реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях.

В связи с этим в системе образования заметно усилился процесс реорганизации – идет работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр специальностей, появились альтернативные образовательные учреждения. Однако при этом, как и раньше, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше – овладению практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики.

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое нужно принять старшеклассникам.

Изменение ситуации в пользу молодого поколения во многом зависит от своевременности формирования мотивации и систематической работы по профориентации.

В 2008г. педагогами-психологами учреждения была разработана программа «Профориентация в дополнительном образовании». Программа стала результатом обобщения опыта по профориентационной деятельности. Программа регулярно обновляется и дополняется, представляется на программно-методическую комиссию.

На слайде представлены цель и задачи программы.

Цель программы: создание условий для успешной профориентации обучающихся и воспитанников Центра детского творчества.

Задачи:

  1. Формирование у обучающихся и воспитанников полноценного представления о современном мире профессии, мотивации на осознанный выбор будущей профессии.
  2. Создание методической базы в области профориентации.
  3. Разработка и реализация комплекса мероприятий по просвещению субъектов образовательного процесса в вопросах профориентации.
  4. Внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозировани.

Работа с родителями. Основным направлением деятельности работы с родителями является подготовка родителей к совместному с детьми выбору профессии и планированию профессионального жизненного пути. При дальнейшем формировании мотивации у родителей на совместную деятельность проводятся профориентационные мероприятия с участием родителей (родительский всеобуч, родительские собрания, совместные практические занятия; индивидуальные, групповые, семейные консультации для каждой возрастной группы). На данных мероприятиях родители: обучаются базовым навыкам сотрудничества с детьми в процессе планирования профессионально-жизненного пути с учетом интересов и способностей ребенка; знакомятся с потребностями городского рынка труда и сетью профессиональных учебных заведений ХМАО-Югры; расширяется их представление о современных профессиях, профессиональном образовании, профессиональных интересах и способностях детей, и типичных ошибках при выборе профессии.

Работа с педагогами. Основным направлением деятельности работы с педагогами является оказание содействия педагогам дополнительного образования в организации профориентационной работы с родителями и учащимися. Формы работы: обучающие семинары, практические занятия, групповые и индивидуальные консультации.

Большая часть молодежи плохо ориентирована и в современном рынке труда, и в своих профессиональных предпочтениях и возможностях. Выпускники школ имеют более чем скромное представление о мире профессий, особенностях современного рынка труда округа, его потребностях и перспективах. В результате освоения программы дети и подростки получают систематические знания о профессиях, учебных и рабочих местах, узнают о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии, способах поиска работы и трудоустройства.

Программа «Профориентация в дополнительном образовании» реализуется в следующих направлениях деятельности: образовательная, информационно-просветительская деятельность, работа с родителями и работа с педагогами.

Образовательная деятельность предполагает реализацию программы в рамках деятельности детских объединений на базе Центра детского творчества школ города. Возрастная категория участников программы – дети и подростки от 8 до 18 лет (учащиеся 2-11 классов). Программа состоит из трех независимых блоков, рассчитанных на разные возрастные группы: детей младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшеклассников. Младший школьный возраст - это формирование представлений о многообразии мира профессий и содержании труда некоторых из них. Основная форма работы с данной возрастной группой – игра, в результате которой дети знакомятся с различными профессиями, особенностями труда и овладевают простейшими трудовыми навыками. Средний школьный возраст- дети и подростки получают полную информацию о своих личных способностях, оценивают свои возможности и сопоставляют с интересами и профессиональными предпочтениями. Форма работы – обучающие и практические занятия, тренинги, профориентационные игры. Старший школьный возраст - это формирование представлений о современном мире профессий о собственных возможностях, склонностях и интересах, а так же знакомство с рынком труда и учебными заведениями ХМАО.Срок обучения по одному образовательному блоку составляет – 1 год.

За период реализации программы с 2008 года по настоящее времяпрошли обучение 550 детей и подростков разных возрастов:193 младших школьников, 170 – подростков среднего школьного возраста, 185 – подростков старшего школьного возраста.

На данный период основной состав обучающихся по программе (85%) - это дети младшего школьного возраста. Выбор данной возрастной группы не случайный, так как в основном на начальном звене обучения данное направление работы не осуществляется, хотя младший школьный возраст является сенситивным для формирования профорентационных знаний.

В рамках информационно-просветительской деятельности обучающиеся посещают ежегодную городскую акцию «Абитуриент», участвуют в проведении мероприятия «День открытых дверей» организуемых ВУЗами и ССУЗами, посещают выставки, экскурсии, проводимые предприятиями нашего города, разрабатывается методическая продукция.

Если Вас заинтересовала данная программа, вы можете с ней ознакомиться более подробно на сайте Центра детского творчества, ссылка представлена на слайде. Также на слайде вы можете увидеть план работы на 2014-2015 учебный год

Таким образом, в ЦДТ каждым педагогом ведется профориентационная работа по своему направлению (художественно-эстетическое, эколого-биологическое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое).

Дополнительное образование способствует изменению пассивной позиции в отношении собственного профессионального будущего на более активную, социально-значимую. По итогам 2012-2013 учебного года 7% выпускников-старшеклассников продолжают обучение в СУЗах и ВУЗах по выбранному направлению не только в нашем городе, но и учебных заведениях округа и страны.

Выпускники художественно-эстетического направления поступают обучаться: в Уральскую государственную архитектурно-художественную академию, Казанский государственного университета культуры и искусства, Московский Институт экономики и культуры, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, Нижневартовский государственный университет на факультеты: искусств и дизайна, дизайн костюма, дизайна окружающей и архитектурной среды.

26% выпускников детского объединений «Парикмахерское дело» за последние 5 лет поступили учиться и работают по профилю (парикмахер, стилист), 90% полученные знания применяют на практике, обслуживая родных и близких.

Выпускники ГНОУ «Росток» эколого-биологического направления обучаются в Тюменском государственном университете, Омской государственной медицинской академия, Нижневартовском государственном университете, на кафедрах экологии.

У школьного лесничества «Бурундучок» выстроены партнерские отношения с лесохозяйственной академией г. Екатеринбурга. После соответствующего обучения ребята поступают в академию на бюджетной основе.

За период реализации программ туристско-краеведческой направленности 10 человек получили образование по специальности физическая культура, окончили Нижневартовский государственный университет и Нижневартовский социально-гуманитарный колледж. Выпускники турклуба «Каскад» работают:

- спасателями в МЧС и окончили высшие учебные заведения МЧС РФ – 3 человека,

- 3 тренера-преподавателя в спортивных школах,

- 2 учителя физкультуры,

- 1 инструктор по физической культуре в ДОУ,

- 2 педагога дополнительного образования.

Выпускников социально-педагогического направления отличает сформированная активная жизненная позиция, развитые коммуникативные и организаторские навыки, инициативность, психологическая подкованность, легкая адаптация в новых условиях. Ребята являются активными участниками городских общественно-значимых мероприятий.

Обучающиеся детского объединения «Школа вожатского мастерства» в течение учебного года обучаются основам вожатского дела, и в каникулярное время трудоустраиваются помощниками вожатых в лагеря учреждения. Таким образом, образовательное учреждение содействует трудовой адаптации подростков.

В 2013 году в качестве помощников вожатых и подсобных рабочих было трудоустроено 139 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (включительно). Подсобные рабочие трудятся в лесопитомнике, на учебном участке, дендросаде, в живом уголке и зимнем саду, также работают в бухгалтерии или отделе кадров. Включение несовершеннолетних в трудовую деятельность дает возможность получить первую пробу профессиональной деятельности, практически отработать навыки трудоустройства.

Многие выпускники по разным направлениям возвращаются в стены учреждения уже в качестве педагогических работников: Кудашова Мария (турклуб «Каскад»), Рябцева Анна (д.о. «Декоративная роспись») Щербаева Любовь (д.о. «Стиль Данс»), Стафейчук Татьяна (д.о. «Мэри Поппинс»), Согришина Жанна (ПКМЖ «Непоседа»).

Выпускник-старшеклассник Центра детского творчества – это личность готовая к осознанному профессиональному выбору, построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, профессиональных предпочтений и индивидуальных особенностях; понимающая значение профессиональной деятельности для человека.