Вы находитесь здесь:Новости/120 лет со дня рождения Игоря Курчатова
    Четверг, 12 января 2023 06:06

120 лет со дня рождения Игоря Курчатова

Оцените материал
    (0 голосов)

12 января исполняется 120 лет со дня рождения Игоря Васильевича Курчатова (1903–1960) – советского физика, основоположника атомной отрасли России.

Игорь Васильевич Курчатов родился в 1903 году в поселке Сим на Урале в семье землемера. Детство провел в Симферополе, куда переехала семья. В 1920 году Курчатов окончил симферопольскую гимназию с золотой медалью и сразу же поступил на физико-математический факультет Таврического (Крымского) университета. Вместо четырех лет он освоил университетский курс за три года. В 1923 году Курчатов поступил сразу на третий курс кораблестроительного факультета Петроградского политехнического института.

С 1925 года он стал работать научным сотрудником в Ленинградском физико-техническом институте. Его первые научные публикации были посвящены новому явлению – сегнетоэлектричеству. А с 1932 года Курчатов одним из первых в стране стал изучать физику атомного ядра. В 1934 году он наблюдал разветвление ядерных реакций, происходящих после нейтронного облучения веществ, затем исследовал искусственную радиоактивность, открыл ядерную изомерию – распад одинаковых атомов с разными скоростями. В 1940 году Курчатов вместе с Г.Н. Флеровым и К.А. Петржаком открыли спонтанное деление урана.

Во время Великой Отечественной войны Игорь Васильевич руководил разработкой защиты кораблей Черноморского флота от магнитных мин противника, а с 1943 года начал работать над проектом создания атомного оружия в Лаборатории № 2 Академии наук СССР (ныне – РНЦ «Курчатовский институт»). Постановлением ГКО СССР от 20 августа 1945 года Курчатов был включен в состав Спецкомитета и его Технического совета и фактически был руководителем атомного проекта. Под его руководством была создана советская атомная бомба, а затем и первая водородная бомба. С именем Курчатова связано и строительство первой в мире атомной электростанции в Обнинске, которая дала ток в 1954 году. В последние годы своей жизни Курчатов работал над проблемами управляемой термоядерной реакции. Ученый скончался в 1960 году.

И.В. Курчатов был трижды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина. Имя Курчатова присвоено Белоярской АЭС и двум городам (в Курской области и Казахстане). В 1964 году в честь него был назван 104-й элемент периодической системы «курчатовий».

Материал подготовлен на основе информации открытых источников