Вы находитесь здесь:Блоги/Палагина М.Н./Формирование универсальных учебных действий и их психологические особенности у школьников в свете внедрения и реализации ФГОС (Смородина О. А., педагог-психолог МБОУ "СОШ №23 с УИИЯ") - Портал системы образования города Нижневартовска - Блоги пользователей портала Системы образования г.Нижневартовска

    Блоги пользователей портала Системы образования г.Нижневартовска

    Добавлено : Дата: в разделе: ГМО педагогов - психологов

    Формирование универсальных учебных действий и их психологические особенности у школьников в свете внедрения и реализации ФГОС (Смородина О. А., педагог-психолог МБОУ "СОШ №23 с УИИЯ")

    Автор статьи:

    Смородина Ольга Анатольевна

    педагог-психолог высшей категории

    г.Нижневартовска МБОУ «СОШ №23 с УИИЯ»

    Формирование универсальных учебных действий и их психологические особенности у школьников в свете внедрения и реализации ФГОС.

    В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

    Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

    Концепция ФГОС образования второго поколения по формированию универсальных учебных действий в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно - воспитательных программ. Все это придаёт особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнёра, свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

    С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определённую динамику и закономерности развития. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Навыки конструктивного общения, приобретённые в младшем школьном возрасте в подростковом возрасте, во многом определят успешность подростка. Для меня, как для педагога-психолога, встала задача создания программы «Лучики счастья» для первого класса. Она напечатана в сборнике «Образовательный потенциал» (материалы Международной ярмарки образовательных технологий) 1часть в 2011году и успешно апробируется на базе МБОУ «СОШ №23 с УИИЯ».

    Цель – повышение адаптации ребёнка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.

    Задачи:

    • формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;
    • cовершенствование коммуникативной культуры обучающихся;
    • выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора.
    • продолжать формировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;
    • cовершенствовать коммуникативную культуру обучающихся;
    • способствовать развитию уверенности в себе, чувства юмора.

    Уроки общения проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 35-45 минут.

    Структура занятия: каждое занятие проводится в нестандартной форме и включает в себя следующие элементы: приветствие; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и элементы прощания.

    В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, элементы арттерапии, а также психогимнастика.

    Особенность данной программы заключается в том, что 1-4 классы - развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству.

    Общий замысел - создать безопасную, доброжелательную атмосферу для ребёнка, в которой он будет чувствовать себя понятым и принятым. В этой атмосфере дети приобретают важные жизненные навыки:

    • умение слушать другого человека;
    • умение преодолеть смущение, начать и поддержать разговор;
    • умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других;
    • умение присоединиться к группе, познакомиться;
    • умение дискутировать.

    Каждый ребёнок понимает, что он ценен независимо от его успехов, его внешности, что его особенности - это его уникальность и неповторимость. И это - здорово. Дети учатся планировать время, делать с удовольствием то, что делать необходимо, получают опыт дружбы и конструктивного общения.

    Предполагаемые результаты:

    Формирование свободной, самостоятельной, физически и духовно развитой личности, способной к адекватным взаимоотношениям с социальной средой.

    Критерии эффективности программы:

    1. Изменение отношения обучающихся к социальному окружению.
    2. Повышение уровня самосознания, воспитанности, культуры школьников.
    3. Знание себя каксвободной, психологически образованной личности.

    Базой для реализации программы выбрана Муниципальная общеобразовательная средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков г. Нижневартовска.

    Формы работы: беседы, ролевые игры, дискуссии, работа в малых группах, в большом круге, деловые игры, творческие этюды с элементами арттерапии, игры и упражнения на установление контакта, творческая поисковая деятельность.

    В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

    • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
    • формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
    • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

    Продолжая психологическое сопровождение обучающихся начальных классов я приступила к разработке следующей программы «Азбука здоровья» - программа универсальных учебных действий, для обучающихся второго класса, которая напечатана в сборнике «Образовательный потенциал» (материалы Международной ярмарки образовательных технологий) 2 часть в 2013году.

    Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои

    действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

    Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

    В процессе освоения материалов обучающийся получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

    Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

    Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

    Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации

    интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе).

    Цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

    Задачи:

    Уроки общения «Азбука здоровья» проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 45 минут.

    Структура занятия: каждое занятие проводится в нестандартной форме и включает в себя следующие элементы: приветствие; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и элементы прощания.

    В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, элементы арттерапии, а также психогимнастика.

    Критерии эффективности программы:

    1. Изменение отношения обучающихся к социальному окружению.
    2. Повышение уровня самосознания, воспитанности, культуры школьников.
    3. Знание себя каксвободной, психологически образованной личности.

    В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения.

    Как помочь ребёнку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счёте. Забывают, что ребёнок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Проводимые занятия и исследования показали, что в большинстве семей воспитанием занимаются мамы – 76% и всего 36% обучающихся назвали папу, а третье место – 28% , дети отдали бабушкам и дедушкам. Только у 22% детей обучающихся 1-х классов родители интересуются каждый день их школьными делами, 52% - показали, что родителям это интересно 1 раз в неделю (когда родители общаются с учителем), и у 26% обучающихся – родители очень редко интересуются.

    Исходя из проведённых исследований у меня возникли противоречия:

    - между желанием родителей воспитать высоконравственную личность и недостатком знаний в этой области;

    - между заботой отцов обеспечить семью материальными благами и отсутствием времени на воспитание собственного ребенка.

    Семья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на личность. Именно в семье начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие личности ребёнка.
    С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей. Каждая ли семья может сегодня решить возникающие перед ней задачи и проблемы? Все ли родители способны в полной мере справиться со своими функциями в наше сложное время? Практика свидетельствует о том, что многие семьи не справляются. Обедняются внутрисемейные отношения, отсутствует забота о ребёнке. Таким семьям необходима помощь.

    Для нашей школы с углубленным изучением иностранных языков приоритетными являются направления:

    1. Художественно-эстетическое направление
    2. Интеллектуальное
    3. Социальное
    4. Военно-патриотическое
    5. Духовно-нравственное
    6. Здоровьесберегающее
    7. Воспитание хозяина Земли.

    Я пришли к выводу, что родителям надо помочь преодолеть трудности и приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка. Поэтому я выбрала главным направлением своего сотрудничества с родителями – это просветительская деятельность по волнующим родителей вопросам воспитания, а наиболее доступный способ для решения проблемы - это создание родительского клуба «Лучик», которая опубликована в сборнике материалов Международной научно-практической конференции: «Педагогика и психология: проблемы, идеи, инновации», в 2013году.

    Проблемы:

    1. Недостаточный уровень знаний родителями аспектов нравственного воспитания детей в семье
    2. Невысокий уровень нравственно-этических норм поведения детей класса.
    3. Помочь папам обратить внимание на появляющиеся проблемы своих детей (особенно сыновей).

    Концептуальные идеи программы.

    Цель: создать благоприятные условия родителям и обучающимся для повышения их уровня знаний и аспектов воспитания культурно-нравственной личности, использование полученных знаний в повседневной жизни.

    В основе программы лежат принципы формирования культурно-нравственной личности:

    • принцип актуальности призван обеспечить обучающихся и родителей класса наиболее важной и своевременной информацией, которая предполагает отражение насущных проблем, связанных с культурными ценностями и социальными нормами;
    • принцип доступности предусматривает оптимальный для усвоения объём информации;
    • принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
    • принцип системности предполагает регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания в виде целостной системы;
    • принцип стимулирования сознательности направлен на повышение активности как обучающихся, так и родителей в вопросах формирования положительных качеств характера.

    Задачи:

    1. Создать условия для повышения уровня нравственно-этических норм поведения детей класса, через совместную работу с родителями.
    2. Создать условия для повышения уровня знаний родителями педагогических, психологических, правовых основ и аспектов нравственного воспитания в семье.
    3. Создать условия для привлечения внимания отцов к активному участию в воспитательном процессе собственных детей.

    Стратегия.

    1. Организационная встреча: ознакомить родителей с целями и задачами родительского клуба «Лучик».
    2. Посещение родителями занятий для обучающихся 1-х классов по программе «Лучики счастья», в рамках дополнительного образования.
    3. Проведение встречи-исследования (анкетирование), для выявления круга интересующих родителей вопросов связанных с воспитанием детей.
    4. Создание “Книги отзывов о встречах”.
    5. Совместно с родителями и детьми создать дневники для их личного пользования “Советы для родителей” и “Памятка для ребёнка”.

    Таким образом, я считаю, что основная цель начального обучения - помочь ребёнку пробудить все заложенные в нём задатки при помощи сформированности универсальных учебных действий, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге, обеспечить такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

    Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

    Познакомиться с программами, уважаемые педагоги-психологи, вы можете на моём персональном сайте http://nsportal.ru/smorodina-olga-anatolevna

     

    Редактировалось Дата:
    0

    При информационной поддержке департамента образования администрации города Нижневартовска

    © 2017 МАУ города Нижневартовска «Центр развития образования».

    Указанные товарные знаки и логотипы принадлежат соответствующим правообладателям. Использование этого веб-портала свидетельствует о принятии условий Пользовательского соглашения.

    Политика конфиденциальности персональных данных

    Яндекс.Метрика