Обучение и воспитание
Доступность и качество образования: разным детям – равные возможности
Альтернатива специальных/коррекционных образовательных учреждений – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Инклюзивное образование в общеобразовательных учреждениях г. Нижневартовска
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) предусматривает меры законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Инклюзивное образование организовано в 33 общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования администрации города, для 335 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 212 детей-инвалидов.
В школах №1, 5, 8, 11, 34 открыты:
- 9 классов для детей с задержкой психического развития, в которых обучаются 107 детей с ограниченными возможностями здоровья;
- 1 класс для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в которых обучаются 5 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для обучающихся, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные организации, организовано обучение:
- на дому для 64 обучающихся с ОВЗ;
- с применением дистанционных технологий для 38 детей;
- в медицинской организации для 2 детей.
В 19 общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования администрации города, созданы центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Психолого-педагогическая помощь в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами.
В рамках дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов (нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения слуха, зрения, задержка психического развития, расстройства аутистического спектра) в организациях дополнительного образования, подведомственных департаменту образования администрации города, организованы и реализуются 9 инклюзивных кружков.
Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью активно принимают участие и становятся победителями и призерами в творческих конкурсах различного уровня:
- городского фестиваля детского творчества «Солнце для всех» в номинации декоративно - прикладное творчество, открытого городского фестиваля творчества людей с ограниченными с ограниченными возможностями "Шаг навстречу", городского конкурса исполнителей детской песни «Детство Югры», городского конкурса «Музыкальные ступеньки» в рамках городского фестиваля детских талантов «Радуга творчества», городского фестиваля творчества «Мозаика души», городского конкурса - фестиваля «Я-Талант»;
- окружного фестиваля конкурса «Ангелы надежды»;
- открытого Всероссийского очно - заочного конкурса - фестиваля музыкального исполнительства «Весенний экспромт»;
- Международного конкурса «Будущее начинается здесь», Международного онлайн-конкурса Культурного Центра "SHOWMIR" г. Москва, Международного конкурса искусств г. Челябинск.