В конференции приняли участие депутаты Госдумы, директор Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Максим Дулинов, председатель рабочей комиссии ЮНЕСКО по многоязычию Евгений Кузьмин, советник министра просвещения РФ Андрей Петров, а также представители образовательного сообщества из разных регионов: Москвы, Дагестана, Смоленска, Крыма, Калуги, Кабардино-Балкарии, Бурятии, Курска, Чебоксар, Чувашии, Коми, Марий Эл, Ростовской области.
Эксперты обсудили проект концепции преподавания родных языков, современные образовательные методики, инновационные подходы к обучению, специфику преподавания родных языков, обеспечение учебными пособиями и обучение государственному языку.
Андрей Петров отметил, что в 2016 году были утверждены несколько учебных планов, один из которых обеспечил возможность изучения родных языков. Этот вопрос выявил три группы проблем, связанных с отсутствием учебников и пособий, недостатком квалификации педагогов и особенностями правоприменения в сфере образования в регионах.
Несмотря на большое языковое разнообразие субъектов Российской Федерации, из 81 изучаемого языка как предмета, преподавание родного языка ведется всего лишь на 24 языках.
На конференции были затронуты вопросы, которые касались введения с конца 2018 года необходимых условий для добровольности выбора языка не только из числа народов РФ, но и в том числе русского как родного. Говорили о том, что Постановлениями Государственной Думы ФС РФ «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14» необходимо учесть ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего образования и обеспечить возможность получения образования на родном языке и разработать концепцию преподавания родных языков.
Директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов обратил внимание на то, что ближайшая задача образовательного сообщества – это подготовка проектов федеральных образовательных стандартов, в том числе и по национальным языкам, потому что на их основе будут создаваться и учебники, и примерные программы. Он призвал присутствующих зарегистрироваться на площадке «Преобразование» (https://www.preobra.ru/index) и включиться в обсуждение новых ФГОС, которые продлятся до 29 апреля 2019 года, отметив важность мнения общественности в принятии новых стандартов.
Проблема сохранения языков затрагивает весь мир, причем она касается не только небольших или редких языков, но и крупных языков, в том числе и тех, которые являются официальными в международных организациях. Все языки претерпевают одинаковые изменения, заключающиеся в ухудшении качества преподавания и навыков чтения их носителей, чему способствует процесс глобализации и снижение потребности в чтении.
Понимая, что современных школьников и студентов становится сложнее научить восприятию текстов, появившихся за последние сто лет, поскольку они уже не понимают некоторые слова, необходимо бережно относиться к родному языку, будь то русский, белорусский, чеченский, армянский или хантыйский. Это наша история, культура. Наше наследие.
Запись онлайн-трансляции мероприятия