В 1918 году Сергей Образцов стал студентом Высших художественно-театральных мастерских («Вхутемас»), учеником А.Е. Архипова и В.А. Фаворского, но через несколько лет поступил в Музыкальную студию Московского художественного театра, и с 1922 года стал актером МХАТа-2.
С середины 1930-х годов он был известен как артист эстрады и создатель пародийного жанра «романсов с куклами». Сочинил и самостоятельно реализовал на сцене несколько постановок в жанре водевиль.
В середине сентября 1931 года режиссеру предложили встать во главу Государственного центрального театра кукол в Доме художественного воспитания детей. На протяжении 4 лет театр являлся бродячим – вместо полноценной сцены кукольники использовали переносную ширму, которую ставили где придется. Позже Образцову предложили здание реалистического театра, которое находится на площади Маяковского в Москве.
Центральный театр кукол сыграл огромную роль в творческой биографии Образцова, он руководил заведением до самой смерти. Сергей Владимирович внес немалый вклад в разработку методики и теории, а также в определение жанровых особенностей кукольного театра. Он стал изобретателем новой системы кукол, на его глазах выросло не одно поколение талантливых деятелей искусства – режиссеров, актеров, художников, сценографов, которые и по сей день занимают верховные должности в российских и мировых театрах.
Помимо прочего, Сергей Владимирович был талантливым писателем. В своих книгах «Моя профессия» и «Актер с куклой», ставших уникальными документами эпохи, он рассказал о системе актерской, а также режиссерской работы.
Кукольный театр Образцова стал знаменитым, поскольку его создатель ставил себе целью во что бы то ни стало сделать популярным новый вид искусства и не отказывался выступать со своими куклами везде, где только было можно. Известно, в частности, что он неоднократно давал представления в Кремле перед Сталиным (по некоторым сведениям, Образцов выступал там целых 22 раза).
Кроме того, он был очень интересным коллекционером: собирал все, что относилось к кукольному театру, а также шарманки. Причем все они были действующими: каждую можно было завести, и она играла свою мелодию, а в некоторых даже двигались фигурки.
Настоящей достопримечательностью Москвы стали часы с движущимися куклами, установленные на фасаде театра Образцова. Уже многие годы ежедневно ровно в полдень перед собравшимися на улице зрителями разыгрывается небольшое представление.
Более шестидесяти лет своей жизни Образцов посвятил театру. Используя опыт кукловодов со всего мира и изучая новые методики и теорию жанра, Сергей Владимирович представил более семидесяти спектаклей в России и за рубежом.
В 1973 году Образцов стал профессором ГИТИСа. Он также выступил в качестве кинорежиссера, на его счету такие документальные фильмы, как «Кинокамера обвиняет», «Необыкновенный концерт» и «Божественная комедия». В 1976 году Сергей Образцов возглавил Международный союз кукольников, а с 1984 стал его почетным пожизненным президентом.
Режиссеру присвоено звание Героя Социалистического труда, лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского.
8 мая 1992 года Сергей образцов скончался на девяностом году жизни и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.