«В самом начале я показала детям старинную шкатулку, а в таких, как известно, принято хранить сокровища и драгоценности, – рассказывает Оксана Сергеевна Зотова, педагог- организатор. – Каково же было удивление ребят, когда, открыв шкатулку, они увидели маленький кусочек хлеба и карточку…».
С замиранием сердца дети посмотрели короткий художественный ролик, где показана история похожей шкатулки. И всем стало ясно, какая ценность в ней хранится – «сокровище блокадного Ленинграда». Страшно подумать и представить, какова же на самом деле была настоящая цена этого кусочка черного хлеба…
На уроке ребята из имеющихся на столе продуктов собирали набор для привычного ржаного хлеба: мука, дрожжи… Задача для них оказалось не сложной, но каково было их удивление, когда они увидели составляющие «блокадного хлеба», смогли потрогать и ощутить запахи жмыха, древесной коры, целлюлозы, солярового масла и др.
«300.., 250.., или самые страшные 125 граммов – тяжело укладываются в понимании младшего школьника. На уроке мы решили использовать обычные кухонные весы, где на примере кусочка хлеба отмеряли порцию в 300 граммов в день, а потом, отрезая, делали ее все меньше и меньше. При этом состав у блокадного хлеба был другой, и питательность соответственно тоже», – говорит Оксана Сергеевна. – Блокадный хлеб нельзя оценивать с точки зрения «вкусно–невкусно», одно его наличие – надежда на выживание в суровых условиях».
В память о блокадных днях каждому обучающемуся в конце урока был предложен кусочек черного хлеба – символ и память о героико-трагических событиях Великой Отечественной войны, о мужестве и стойкости ленинградцев.
Текст: Зотова О.
Фото: Политова Т.