Обстановка на собеседовании тоже совсем не похожа на экзаменационную: собеседование проводится в собственной школе с участием педагогов, работающих в ней. В ходе него ведется аудиозапись, эксперты оценивают работу по специальным критериям.
В этом году собеседование состоится 9 февраля, оно традиционно проводится в очной форме и длится всего 15 минут.
Девятиклассников ждут четыре задания: чтение текста вслух, его пересказ с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.
«Итоговое собеседование по русскому языку было введено как условие допуска к ГИА-9 в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы и направлено на проверку навыков устной речи у школьников. Безусловно, мы считаем данную процедуру важной и полезной, так как в школе стало уделяться больше внимания развитию коммуникативной направленности в обучении, формированию и развитию у обучающихся способности грамотной спонтанной устной речи. Следует отметить, что все тексты для чтения и пересказа посвящены знаменитым россиянам (деятелям науки и искусства, выдающимся военачальникам, космонавтам, общественным деятелям) и их вкладу в развитие нашей страны. Например, кардиологу Лео Бокерии, математику Григорию Перельману, писателю Даниилу Гранину, хоккеистам Владиславу Третьяку и Вячеславу Фетисову, путешественнику и журналисту Юрию Сенкевичу, деятелю искусства Валерию Гергиеву и Николаю Цискаридзе и многим другим», – сказал заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский.
Задание 1 – это чтение текста. Эксперты оценивают его выполнение по двум критериям – темп и интонация. Максимальное количество баллов, которое можно здесь получить, – 2.
Задание 2 подразумевает пересказ прочитанного текста с включением цитаты. При оценке учитываются фактологическая точность, сохранение основных микросхем, корректность и способы цитирования. За это задание школьники могут получить 5 баллов.
Отсутствие искажений и грамматических ошибок, а также соблюдение орфоэпических и речевых норм прибавят еще 5 баллов при выполнении первых двух заданий.
Задания 3 и 4 предполагают монологическое высказывание на одну из заданных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.
Важно, что в задании 3 темы подобраны так, что ребята могут выбрать один из трех типов речи: описание, повествование или рассуждение.
В карточке по каждой выбранной теме приводится возможный план ответа, которым ученик может воспользоваться (или не воспользоваться, если у него есть своя логика высказывания). Таким образом, школьнику предстоит сказать не менее двух-трех фраз по каждому из четырех предложенных пунктов плана – всего не менее десяти фраз по выбранной теме.
Четвертое задание – это диалог с экзаменатором-собеседником. Он задает три вопроса по теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке педагога.
Прежде всего, в таких заданиях проверяются навыки спонтанной речи, за их выполнение можно получить максимум 9 баллов.
Зачетными считаются 10 баллов из 20 возможных. Обработка результатов собеседования занимает до пяти календарных дней.
«Для тех выпускников, которые не смогут по объективным причинам принять участие в собеседовании в основной срок, предусмотрены резервные даты его проведения – 9 марта и 16 мая 2022 года. Кроме того, в случае необходимости Рособрнадзором для отдельных категорий выпускников могут быть установлены также дополнительные сроки проведения итогового собеседования», – напоминает Игорь Круглинский.
Источник: Федеральный портал "Российское образование"