Будущий композитор родился в 1882 году в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов) в театральной семье: его отец блистал на оперной сцене Мариинского театра, а мать, будучи пианисткой, аккомпанировала мужу во время концертов. В их доме собирался весь артистический и культурный цвет Петербурга – Лядов, Римский-Корсаков, Кюи, Стасов, захаживал Достоевский. Творческая атмосфера, в которой рос будущий композитор, впоследствии сказалась на формировании его художественных вкусов.
Однако музыкантом Игорь Стравинский становиться не собирался и в 1900 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Тогда и начал проявляться его глубокий и серьезный интерес к музыке. В студенческие годы Стравинский стал брать уроки оркестровки и композиции у Н.А. Римского-Корсакова, который сумел дать Стравинскому крепкую композиторскую школу. Эти занятия продолжались до смерти учителя в 1908 году.
Уже в 1910 году Стравинский написал свой первый балет «Жар-птица», поставленный в Париже по инициативе С.П. Дягилева в рамках Русских сезонов – проходивших в период с 1907 по 1913 годы в Париже гастрольных выступлений русских актёров и музыкантов. Следующий балет Стравинского «Петрушка» (1911 г.) также стал событием Русских сезонов и принёс композитору мировую известность. Третий, написанный в 1913 году, балет – «Весна священная» – публика сначала не приняла из-за слишком новаторской постановки хореографа М.М. Фокина, отказавшегося от классического балетного танца.
В 1914 году Стравинский создал оперу «Соловей» по сказке Г. X. Андерсена. В том же году он покинул Россию; жил сначала в Швейцарии, а с 1920 года – во Франции. Там родились его оперы «Мавра» (1922 г.) на сюжет «Домика в Коломне» А.С. Пушкина и «Царь Эдип» (1927 г.) на сюжет трагедии Софокла. Эти произведения стали вершиной в творчестве Стравинского.
В 1939 году Игорь Фёдорович покинул Европу и переехал в США, где обратился к традициям джазовой музыки. В 1945 году им был создан «Чёрный концерт для кларнета и джаз-банда». Умер композитор 6 апреля 1971 г. в Нью-Йорке.
Творческое наследие Стравинского очень велико: 4 оперы, 12 балетов, кантаты, симфонии, концерты, хоры и др. Он считается одним из самых значительных новаторов в музыке XX века.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников