Родился Питер Пауль 28 июня 1577 года в небольшом германском городке Зиген, в семье фламандского юриста. Там же провел первые годы своей жизни. Начальное образование Рубенс получил в иезуитской коллегии, где обучаясь латыни и классической античности, проявил незаурядные способности: он одинаково свободно читал, писал и говорил на нескольких языках, обладал фантастической памятью. Увлечение живописью Питер проявил в раннем детстве, а благодаря своим первым учителям увлекся античным искусством.
После того, как Рубенс стал мастером в гильдии Святого Луки, он отправился завершать образование в Италию, где служил у Винченцо Гонзаги. В Италии Рубенс изучал картины великих мастеров эпохи Возрождения, делал копии художественных шедевров. После переезда в Рим выполнил несколько портретов аристократии, а затем начал работать над алтарем церкви Санта-Мария-ин-Валичелла.
Вернувшись в Антверпен, Рубенс на полученное жалованье открыл собственную мастерскую. Также выполнил работу в церквях святого Карла Борромея, святого Вальбурги, городском соборе Антверпена. Следующее десятилетие в биографии художника Рубенса стало пиком в его творчестве. Он прославился на всю Европу своими религиозными полотнами, такими как «Страшный суд», «Распятие». Рубенс также писал картины для Уайтхолльского, Версальского дворца, получил звание рыцаря, доктора Кембриджского университета.
Рубенс вел активную дипломатическую деятельность: ездил в Мадрид и Лондон с дипломатическими поручениями и участвовал в заключении мирного договора между Испанией, Англией и Голландией. Вернувшись в Антверпен, Рубенс был встречен с большими почестями; испанский король пожаловал ему титул государственного советника, а английский король – личное дворянство.
Последние пять лет жизни художник провел в загородном поместье. До последних дней он работал, реализуя в своих полотнах неистощимое воображение и энергию.
Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами. Художник специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников