Будущий художник родился в местечке Песковатики близ Витебска (Белоруссия) в многодетной еврейской семье. Получил традиционное религиозное образование на дому. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно.
В конце 1906 г. Марк приехал в Петербург; здесь его наставниками стали Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, Н.К. Рерих. В это время формировался художественный язык Шагала: он писал ранние работы в духе экспрессионизма и пробовал новые живописные приемы и техники. В 1910–1914 гг. жил в Париже, посещал занятия сразу в нескольких академиях, параллельно изучая творчество Делакруа, Ван Гога, Гогена. В колонии художников «Улей» сблизился с авангардистами, в частности с поэтом Г. Аполлинером и художником Р. Делоне.
В ранних картинах Шагала доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время вечные мотивы («Суббота», 1910). Со временем на первый план выходит тема любви («Над городом», 1914–1918; «Ворота еврейского кладбища», 1917). Резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом («Я и деревня», 1911; «Автопортрет с семью пальцами», 1911—1912), оказали большое влияние на развитие сюрреализма.
После революции Марк Шагал стал уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии. В 1919 г. он организовал Витебское художественное училище в одном из национализированных особняков. Переехав в Москву, художник сделал ряд больших настенных панно для Еврейского камерного театра (1920–1922 гг.). С 1923 г. Шагал обосновался в Париже; в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров «Моя жизнь». В 1933 г. пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника. В 1937 г. художник принял французское гражданство.
По мере достижения пика славы манера Шагала становится всё легче и раскованнее. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939). С 1955 г. началась работа над «Библией Шагала». В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили здания разных религиозных конфессий. Эти произведения, а также светские декоративные композиции (росписи плафона Парижской оперы, 1964, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, 1965, и др.) обновили язык монументального искусства.
В 1973 г. Марк Шагал посетил СССР. Здесь он провел выставку работ в Государственной Третьяковской галерее, после чего несколько полотен подарил Третьяковке и Пушкинскому музею. В 1977 г. Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции – Большого креста Почетного легиона. В конце этого же года, к юбилею Шагала, в Лувре прошла его персональная выставка. Умер художник 28 марта 1985 г. в городке Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников