В России с 15 по 17 августа в Парке науки и искусства федеральной территории «Сириус» проходил Всероссийский съезд учителей физики. На нем обсудили развитие современного физического образования, расширение олимпиадного движения, дополнительные программы по физике в школах, подготовку и переподготовку учителей по предмету и многие другие вопросы. Кроме того, по итогам съезда была создана Общероссийская общественная организация учителей физики.
Организация позволит педагогам из разных регионов взаимодействовать, делиться опытом, а также участвовать во всероссийских проектах и курсах повышения квалификации. Итоги съезда и направления развития ассоциации физиков обсудили ведущие эксперты в эфире онлайн-программы «Образовательная среда».
Как изменится программа по физике
«Съезд в первую очередь решил, что нужно обновлять программу по физике – мы над этим работаем, затем – поддерживать учителей и оказывать целевую поддержку поверх программы тематической вертикали подготовки по физике. Я уверен, что сейчас у нас пойдет большой подъем в преподавании физики. В ближайшие два-три года мы увидим результат», – сказал Иван Ященко, научный руководитель Центра педагогического мастерства Москвы, заведующий кафедрой инновационной педагогики МФТИ.
Особое внимание будет уделяться школьной программе. ФГОС, который приняли в прошлом году, позволяет на уровне 7–9-х классов разделять программу на базовый и углубленный уровень. По базовой физике программа уже принята, по профильному предмету опубликован только предварительный вариант – финальная версия будет утверждена уже в конце августа.
Однако съезд предлагает также рассмотреть варианты альтернативной программы, как отметила Валерия Черникова, преподаватель физики лицея «Воробьевы горы» и школы № 1589, тренер сборной Москвы по физике.
Сейчас программа по физике устроена по принципу «3+2», то есть ребята три года изучают предмет обзорно, а в старшей школе повторяют пройденные темы на углубленном уровне.
«Этих двух лет нам недостаточно, чтобы на более углубленном уровне пройти всю физику. Поэтому съезд предлагает сделать альтернативную программу для детей, которые идут по «углубленке», – объяснила Валерия Черникова.
Она рассказала, что педагоги предлагают составить программу «2+3», которая позволит проходить обзорный курс за первые два года, весь девятый класс полностью посвятить механике, а десятый класс начать уже с термодинамики.
«В чем отличие базовой и углубленной программы? Это не дополнительная дифференциация тем, не принципиальное их различие, а дополнение часов – на рассмотрение сложных тем или решение задач. С точки зрения содержательных элементов имеется порядка десяти отличий», – отметил также Рафаэль Файрушин, учитель физики гимназии № 3 г. Самары, абсолютный победитель городского этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2020».
Кроме того, сейчас учителя предлагают проводить образовательные курсы, связанные с физикой, уже для детей 5–6-х классов. Речь идет не о попытке заставить их изучать программу старших классов, а о возможности заинтересовать ребят окружающим миром и физическими явлениями. Это позволит к 7-му классу развить у них интерес к дисциплине, вовлечь в изучение физики.
Как развиваться педагогам
У каждого педагога есть свой рецепт интересного урока. Однако есть и более универсальные методы, которые может взять на заметку учитель. Например, заинтересовать школьников помогут онлайн-материалы. С их помощью педагоги смогут сделать занятия более увлекательными и показать сложные опыты ребятам на базе любой школы.
Рафаэль Файрушин обратил внимание на то, что есть довольно много ресурсов, которые помогут включить в урочную деятельность эксперименты и дополнительные материалы. Например, обучающиеся могут самостоятельно проходить «Сириус.Курсы». Также полезными будут материалы Заочной физико-технической школы.
Преподаватели должны всегда учиться – точно так же, как и дети. Поэтому сейчас для учителей России разрабатывается большое количество курсов повышения квалификации и образовательных проектов.
Кроме того, сейчас учителя могут посмотреть записи трансляций, которые проходили в рамках Всероссийского съезда учителей физики на сайте проекта, и применить советы ведущих экспертов на практике.
Курсы повышения квалификации для педагогов проводит и Образовательный центр «Сириус». На каждую программу отбирается от 50 до 75 человек, курсы проводятся два раза в год.
Повысить квалификацию учителя смогут также, записавшись на курсы кафедры инновационной педагогики МФТИ. Здесь уже занятия может пройти любой желающий педагог – для этого ему необходимо записаться на курс. Сейчас занятия проходят преимущественно онлайн.
Каждый курс включает три модуля, после каждого из которых учителя ждет тестирование. Материалы преподаватели смогут изучать в вечернее время. Длительность курса – более 100 часов.
Мы учимся вместе с детьми
Проекты для педагогов и школьников активно готовят и вузы. Например, МГУ организует Летнюю школу учителей физики, экскурсии для учеников по лабораториям, в том числе в онлайн-формате, чтобы к ним мог присоединиться каждый желающий, различные онлайн-лекции и т. д.
Дополнительные материалы по физике доступны на сайте проекта «Физтех регионам». Здесь учителя найдут и видеоматериалы, и методические материалы. Видео записаны не только на каждую тему программы – учителя смогут воспользоваться также дополнительным контентом. Он, в свою очередь, позволит пройти курс экспериментальной физики, узнать о культуре построения графиков, а также обратить особое внимание на место математики в преподавании физики.
«На сайте проекта есть много видеороликов для школьников с 7-го по 11-й класс. Мы учимся вместе с детьми, поэтому там есть много полезных материалов и для детей, и для педагогов. Коллеги рассказывают про наиболее сложные темы. Материалы эти будут также полезны для подготовки к ВСОШ», – сказала Валерия Черникова.
Ассоциация учителей физики ищет единомышленников
Создание Общественной организации учителей физики позволит вывести преподавание дисциплины на новый уровень. Учителя, работая сообща, смогут вовремя выявлять проблемы и оперативно их решать.
«Когда сообщество работает конструктивно, то меняется и совершенствуется в том числе и содержание всероссийских проверочных работ, стандартов. Действительно, хорошая эффективная работа экспертного сообщества – это очень важно», – отметил Иван Ященко.
Он рассказал, что после съезда учителей математики в России была создана ассоциация педагогов. Объединение сейчас активно взаимодействует и с Минпросвещения России, и с Рособрнадзором. Так и объединение учителей физики сможет совершенствовать преподавание предмета в школах, в том числе работая с органами исполнительной власти.
В развитии ассоциации учителей физики участвуют представители МФТИ, МГУ, МИФИ, Курчатовского института, школ Петербурга, Екатеринбурга, Астрахани и т. д. – география проекта достаточно широкая.
Сейчас речь идет о создании региональных отделений организации. Это очень важно для межрегионального контакта. Часто регионы работают автономно и даже не догадываются о проблемах, которые существуют в других субъектах.
Однако совместно их можно было бы решить гораздо быстрее и, более того, избежать развития таких же сценариев в других школах.
К проекту подключились уже более 50 регионов. В ближайшее время будет запущен сайт общественной организации. Уже сейчас работает почта, куда могут писать педагоги, которые также хотят войти в объединение учителей физики. Им расскажут, как присоединиться к уже существующему региональному отделению или создать его самостоятельно.
Объединившись, педагоги смогут воспитать новое поколение ученых, конструкторов, инженеров. Новый подход позволит ребятам как можно раньше открыть для себя физические науки: кто-то на уроках получит ответы на интересующие вопросы, а для кого-то физика станет первым шагом к профессии. Так, будущие ученые уже со школьной скамьи будут готовиться к новым открытиям и, может, даже рисовать на полях тетрадей схемы своих будущих изобретений.
Источник: Федеральный портал "Российское образование"