Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Первые уроки игры на скрипке ему преподал отец. Антонио был настолько способным учеником, что уже в 11 лет мог заменять своего наставника в капелле собора Св. Марка. С ранней юности решив посвятить свою жизнь музыке, Антонию одновременно стал священнослужителем. Однако из-за слабого здоровья обязанности священника вынужден был оставить, но сан с себя не снял.
В 1705 году музыкант опубликовал свои сонаты. О талантливом композиторе услышали не только во всей Италии, но и за ее пределами. Через год во французском посольстве состоялось его дебютное выступление. В 1709 году Вивальди блистал перед монархом Дании, Фредериком IV, которому композитор в знак благодарности посвятил 12 скрипичных сонат. В эти годы Вивальди дирижирует оркестром, руководит концертами, а в 1713 году становится управляющим консерватории «Пьета».
Вскоре композитор начал работать над созданием произведений в новом жанре – светской оперы. В 1725 году был издан цикл его произведений «Искус гармонии и инвенции», куда вошли знаменитые «Времена года».
Вивальди часто остро нуждался в деньгах. В 1740 году он прибыл в Вену для постановки своих опер. Но в связи с обострившимся политическим кризисом, музыкант был вынужден выехать в Саксонию. Этот переезд неблагоприятно отразился на здоровье Антонио Вивальди, с детства страдавшего бронхиальной астмой. Спустя год он возвратился в Австрию. В Вене великий композитор, забытый публикой, с подорванным здоровьем, умер в июле 1741 года. Похоронили его на кладбище для нищих.
Его музыка получила новое и очень широкое признание только в ХХ веке. Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог оставил после себя богатейшее творческое наследие. За 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Однако известностью своей Вивальди обязан первым четырем концертам для скрипки и струнного оркестра под общим названием «Времена года». Большинство исследователей творческой биографии Вивальди считают их вершиной достижений маэстро. Революционность концертов заключается в том, что в них отчетливо улавливается музыкальное отображение явлений и процессов, характерных определенному сезону: в музыке можно расслышать лай собак и шум бури, писк комаров и клокотание ручьев, трели птиц и детские голоса.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников