Родился Станислав Теофилович 13 июня 1878 года в селе Воронино Смоленской губернии в большой семье мелкого военного чиновника. После переезда Шацких в Москву был отдан на обучение в гимназию. Поступив в Московский университет на мехмат, Станислав через некоторое время переводится на медицинский факультет, а затем – в Петровскую (Тимирязевскую) сельскохозяйственную академию, которую не окончил, посчитав, что получил достаточно агрономических знаний для своих будущих школьных занятий. Он уже тогда решил посвятить себя учительской профессии.
Одним из увлечений Шацкого с юных лет была музыка. Он обладал хорошим голосом, играл на фортепьяно, занимался сольным пением. Позже, уже будучи студентом МГУ, поступил в Московскую консерваторию, ездил с концертами по стране, пользовался большим успехом, был приглашен в оперную группу Большого театра. Но и консерваторию С.Т. Шацкий не заканчивает, его привлекает иное ‒ педагогика.
Свою педагогическую деятельность С.Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано. В 1905 году он вместе c другими педагогами создаёт первые в России детские клубы, где были открыты мастерские и которые посещали около 150 детей. В 1906 году С.Т. Шацкий организовал общество «Сетлемент», но спустя два года его закрыли за пропаганду социализма среди детей, а Шацкого арестовали. С 1909 года было создано общество «Детский труд и отдых», продолжена работа детского сада, клуба, начальной школы.
В 1911 году педагог основал летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». Он считал, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия имели и образовательное значение, являясь источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, обогащали общение детей.
С 1919 по 1932 годы по предложению А.В. Луначарского С.Т. Шацкий руководил работой первой опытной станции по народному образованию, куда входили образовательные учреждения для детей и взрослых. В 1932‒1934 годах возглавлял Центральную экспериментальную лабораторию Наркомпроса РСФСР и одновременно, до своей скоропостижной смерти 30 октября 1934 года, был директором Московской консерватории.
Выдающийся русский и советский педагог, один из основоположников экспериментальной педагогики С.Т. Шацкий достиг в своей работе впечатляющих успехов. Он был человеком своего времени, первопроходцем, чьи идеи переросли эпоху и оказывают мощное воздействие на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников