Адаптированная образовательная программа (АОП) - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью) с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования, включают в себя: использование адаптированных образовательных программ, а также методы и средства обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья.
Некоторые виды адаптированных образовательных программ дошкольного образования (АОП ДО) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) :
- Для обучающихся с нарушениями слуха(глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации).
- Для обучающихся с нарушениями зрения(слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием).
- Для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи(ТНР).
- Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА).
- Для обучающихся с задержкой психического развития(ЗПР).
- Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра(РАС).
- Для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (УО).
Для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
В разработке адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) участвует междисциплинарная команда специалистов. Некоторые из них:
- Педагог-психолог. Оценивает эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки, рекомендует методы психолого-педагогического сопровождения, проводит коррекционные занятия (при необходимости).
- Учитель-дефектолог, логопед. Проводит углублённую диагностику речевого и когнитивного развития, определяет направления коррекционной работы, разрабатывает индивидуальные занятия и упражнения.
- Медицинский работник (медсестра, врач). Учитывает состояние здоровья воспитанника, противопоказания, даёт рекомендации по организации режима дня, двигательной активности.
- Старший воспитатель, методист. Координирует разработку адаптированной образовательной программы, обеспечивает её соответствие требованиям ФГОС ДО и заключению ПМПК.
- Родители (законные представители). Предоставляют медицинские документы, заключения, участвуют в обсуждении целей и содержания, выполняют рекомендации педагогов в домашних условиях.