.

    Вы находитесь здесь:Блоги/Попова Ирина Сергеевна/Блог педагога-психолога Поповой Ирины Сергеевны - Портал системы образования города Нижневартовска - Блоги пользователей портала Системы образования г.Нижневартовска

    Блоги пользователей портала Системы образования г.Нижневартовска

    Добавлено : Дата: в разделе: Блог педагога - психолога Поповой Ирины Сергеевны

    Блог педагога-психолога Поповой Ирины Сергеевны

    Образ ребенка в сознании родителей

    Тема восприятия ребенка родителями, является одной из доминирующих в педагогической психологии. Ведь ни для кого не секрет, что особенности искажения, трансформации, функционирования образа ребенка в сознании родителей, является ключевым моментом в формировании личности этого ребенка. Более того, образ субъекта, сложившийся в понимании другого субъекта, непременно влияет на личность того, чей образ она отражает. Ребенок, особенно дошкольного возраста, как правило, становится таким, каким его видят значимые для него взрослые. А по принципу обратной связи, наиболее значимыми для него становятся, те взрослые, которые более других помогают ему приобрести уверенность в своих силах. Поэтому, основным моментом здесь может служить не простое наложение образов (совпадение): самовосприятия ребенка и восприятие его родителями, но и положительный совместный образ, направленный в будущее.

    Многие отечественные авторы отмечают, что образ ребенка, не смотря на всю многогранность этой категории, рассматроивается взрослыми в основном с познавательной точки зрения. Иными словами, в узко интеллектуальном значении. Однако, в области перцептивной коммуникации важным аспектом является умение адекватно рассматривать образ собеседника по общению [2]. А если учесть, что собеседником в данном контексте является собственный ребенок, то не трудно предположить какую роль в воспитании и формировании личности играет образ ребенка в сознании родителей. Опыт человека создает отдельные предположения относительно воспринимаемого объекта, которые не всегда совпадают с объективной реальностью. И это понятно, так как – это всего лишь отражение реальности, а не сама реальность. Однако, созданный образ всегда имеет определенное влияние на поступки и действия человека, создавшего этот образ.

    Так и в детско-родительских отношениях: поведение ребенка и восприятие поведения ребенка родителями – это не тождественные понятия. Родители часто пытаются поменять поведение сына или дочери, но не понимание о том, какое должно быть поведение у ребенка. В этом, от части, демонстрируется скрытое убежденность в собственной безошибочности, что так часта присуще родителям. Любой психический образ, представляет собой полиморфную, интегральную, многомерную и динамическую структуру.

    Как мы указывали ранее, Я – образ ребенка формируется в условиях перцептивного восприятия его значимыми взрослыми. Соответственно, вектор развития получают именно те стороны психики ребенка, которые родители отражают. Так как, формирование образа – это сложный и многоуровневый процесс, то наряду с отражением устойчивых свойств ребенка, идет прием оперативно-текущей информации о нем.

    Огромное влияние на восприятие родителей ока­зывает то, насколько этот ребенок придерживается и разделяет их собствен­ное мнение. В работах Е. Аронсоном и Б. Голденом, мы можем видеть, что, идентичные точки зрения на одни и те же объекты и явления, сближают людей [3]. Напротив, чем привлекательнее образ человека, тем больше сходства во взглядах и суждениях. Следовательно, образы это не просто зеркало существующей действительности, но и непосредственно преобразователи этой действительности. Очень верно обозначил эту связь Л.С.Выготский: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» [4].

    Конечно, в формировании образа собственного ребенка, нельзя не учитывать супружеские отношения родителей в целом. Ведь, проекция супруга всегда отражается на восприятии ребенка. Здесь, также, необходимо указать различные аспекты: влияние последовательности в вопросах воспитания между обоими родителями, выбор стратегии воспитания, опыт воспитания, полученный в родительском доме, личностные качества супругов и т.д. Такой многогранный ряд ха­рактеристик, еще не раскрывает весь спектр психологических особен­ностей отражения родителями, образ собственных детей.

    Созданный образ ребенка в настоящем, играет большую роль в формировании личности ребенка в будущем. Речь идет об эффекте самосбывающихся предсказаний. На какие компоненты образа ребенка ориентируются родители сейчас, при выборе направления его будущего развития. На сколько эти представления расходятся с представлениями самих детей, а также, на сколько различаются или сходятся взгляды супругов на будущее своего ребенка. А.У.Хараш [5]. неуклонно проводит мысль о том, что константные ожидания людей координируют процессов становления, преобразования и удержания глубинных личностных структур воспринимаемого субъекта: «Воспринимая другого человека, мы тем самым воздействуем на него – на его эмоциональное состояние, поведение, мыслительную активность и т.п.».

    В свою очередь, встает закономерный вопрос о существовании стереотипов и шаблонов в восприятии ребенка супругами. В работах американских психологов Г. Острома, Дж. Приора, Дж. Лингла и Н. Геве мы можем видеть особенности стабильности образа другого человека в сознании воспринимающего. Эти исследования показали, что тот, кто создает образ, как правило, не меняет его со временем, даже при появлении новых аспектов личности человека. Стереотипность и шаблонность восприятия характерна и для родителей в отношении собственных детей [6]. Это все может служить огромным барьером, на пути к установлению доверительных межличностных отношений, а иногда и селективный подход в установлении детско-родительских отношений между сиблингами [7].

    Говоря об образе ребенка, нельзя не упомянуть о параметрах вариативности этого образа в сознании родителей.

    Под вариативностью образа понимается как существование разнообразных вариантов образа одного и того же, так и разнообразие аспектов единой группы у одного человека. В частности, образ абстрактного ребенка в сознании родителей имеет примерный идентичный набор компонентов. Образ конкретно своего ребенка будет иметь набор разнообразных характеристик. Вариативность может быть ситуативна и контекстуальна [1], т.е. обусловлена ситуацией и контекстом проекции. Кроме контекста и ситуации на формирование образа воздействует два фактора.

    • Фактор объекта восприятия.
    • Фактор субъекта восприятия.

    Как мы говорили ранее, вариативность компонентов восприятия образов зависит не столько от объекта, сколько от субъекта перцепции. В работах В. М. Аллахвердова, мы можем найти интересные факты, подтверждающие эту интересную особенность. В действительности, работа психики сосредоточена в первую очередь на поиске доказательств своих предчувствий и начинается эта работа с идентификации этих предчувствий и реальности [8].  

    На вариативность образ ребенка влияют многие факторы, как субъективного так и объективного характера.

    • Объективные факторы – это константные характеристики субъекта.
    • Субъективные факторы – это личностно - ориентированные характеристики субъекта, выдвинутые на первый план, в момент формирования образа.

    К объективным факторам образа собственного ребенка, можно отнести: социальное положение, родственные связи, пол, возраст, ориентации относительно будущей профессии сына или дочери и т.д. К субъективным параметрам относятся личностно - ориентированные характеристики субъекта. Такие как, интеллектуальные, эмоциональные, волевые, коммуникативные и т.д.

    Можно разделить особенности формирования субъективного образа на три типа факторов.

    1. Образ ребенка в сознании родителей формируется в зависимости от особенностей общения с этим ребенком.
    2. Образ ребенка в сознании родителей формируется в зависимости от общения с другими взрослыми о своем ребенке.
    3. Действия, не связанные с ребенком, но влияющие на развитие личности родителя.

    Все факторы формируются в два этапа. Первый этап обусловлен детством самих родителей, второй этап – взрослым возрастом родителей. Притом, воздействие первого этапа на второй, оказывается, как правило, предопределяющим. Об этом наглядно показывает работа Е. В. Сидоренко [9].

    Таким образом, мы можем заключить, что существуют шесть главных факторов, воздействующих на формирование образа. Рассмотрим их более подробно.

    1. Личный жизненный опыт детства родителей:

    1.1. Опыт взаимодействия со взрослыми:

    - существование родителей и прародителей, их положение в социуме, особенности коммуникации с ними;

    - особенности коммуникации: с учителями, воспитателями, со значимыми и незначимыми взрослыми;

    - стиль детско-родительских отношений в семье, детском саду, школе,   учебном заведении;

    - наличие, особенностей и разнообразия совместной деятельности со   взрослыми (игры, отдых, труд, учеба);

             1.2. Особенности коммуникации со сверстниками:

    - наличие, количество, пол и возраст сиблингов и двоюродных братьев и сестер, взаимоотношения с ними;

    - отношения, опыт и разнообразие взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми.

    1.3. Наличие самостоятельных действий в детстве:

    - иррациональный опыт: эмоции и чувства, их спектр, модальность, глубина переживаний;

    - когнитивный опыт: навыки и привычки, импонирующая и не импонирующая деятельность (в том числе уроки), хобби, их объем, постоянство, особенность и разнообразность;

    - рациональный опыт: знания и умения, их широта, полнота, точность, значимость;

    -творческий опыт: задатки, способности, их результат, их многообразие, насыщенность, длительность и значимость.

    1. Личный жизненный опыт взрослого человека.

    2.1. Опыт общения с детьми:

    - опыт, касающийся детей вообще: его корни, длительность, многообразие, эмоциональная насыщенность, осознанность;

    - опыт, касающийся собственных детей: знания, умения и навыки, креативность, последовательность требований между супругами к ребенку, стиль детско-родительских отношений.

    2.2. Опыт общения со взрослыми по поводу детей: - включает те же параметры, что в п. 2.1, но опосредованные взаимодействием со взрослыми (коллегами, родителями, педагогами, общественностью, посторонними).

    Вот таким схематическим образом можно обозначить проблему доминирующих факторов, воздействующих на формирование перцептивного процесса и параметров вариативности образа ребенка в сознании родителей.

    Список литературы

     

    1. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании педагога. СПб, 2000,
    2. Mann R. A review of relationships between personality and performance in small groups.// psychological bulletin,1979, 4, p. 241-270.
    3. Aronson E., Golden B. W. The effect of relevant and irrelevant aspects of communicator credibility on attitude change // J. Pers. 1962. Vol. 30. P. 135-146.
    4. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994.
    5. Хараш А. У. Восприятие человека человеком как воздействие на другого // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1986. С. 84-85.
    6. Бодалев А. А., Ковалев А. Г. Современные тенденции в исследовании межличностного восприятия // Психология межличностного познания. НИИ общей педагогики АПН СССР. Вып. 5(20). 1981. С. 2-20.
    7. Цуканова Е. В. Понимание человека человеком и проблема социально-психологических барьеров // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1986. С. 85-86.
    8. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., 2000. 518с.
    9. Сидоренко Е. В. Опыты реориентационного тренинга. СПб., 1995. 252 с.
    Редактировалось Дата:
    0

    При информационной поддержке департамента образования администрации города Нижневартовска

    © МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования»,

    Указанные товарные знаки и логотипы принадлежат соответствующим правообладателям. Использование этого веб-портала свидетельствует о принятии условий Пользовательского соглашения.

    Политика конфиденциальности персональных данных

    Яндекс.Метрика

    Для того, чтобы мы могли качественно предоставить вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая согласен, вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies вы можете в настройках своего браузера.