Вы находитесь здесь:Блоги/Блоггеры/ Портал системы образования города Нижневартовска - Попова Ирина Сергеевна - Блоги пользователей портала Системы образования г.Нижневартовска

    Блоги пользователей портала Системы образования г.Нижневартовска

    Попова Ирина Сергеевна

    Попова Ирина Сергеевна

    Попова Ирина Сергеевна пока еще ничего не указал никакой информации

    Образ ребенка в сознании родителей

    Тема восприятия ребенка родителями, является одной из доминирующих в педагогической психологии. Ведь ни для кого не секрет, что особенности искажения, трансформации, функционирования образа ребенка в сознании родителей, является ключевым моментом в формировании личности этого ребенка. Более того, образ субъекта, сложившийся в понимании другого субъекта, непременно влияет на личность того, чей образ она отражает. Ребенок, особенно дошкольного возраста, как правило, становится таким, каким его видят значимые для него взрослые. А по принципу обратной связи, наиболее значимыми для него становятся, те взрослые, которые более других помогают ему приобрести уверенность в своих силах. Поэтому, основным моментом здесь может служить не простое наложение образов (совпадение): самовосприятия ребенка и восприятие его родителями, но и положительный совместный образ, направленный в будущее.

    Многие отечественные авторы отмечают, что образ ребенка, не смотря на всю многогранность этой категории, рассматроивается взрослыми в основном с познавательной точки зрения. Иными словами, в узко интеллектуальном значении. Однако, в области перцептивной коммуникации важным аспектом является умение адекватно рассматривать образ собеседника по общению [2]. А если учесть, что собеседником в данном контексте является собственный ребенок, то не трудно предположить какую роль в воспитании и формировании личности играет образ ребенка в сознании родителей. Опыт человека создает отдельные предположения относительно воспринимаемого объекта, которые не всегда совпадают с объективной реальностью. И это понятно, так как – это всего лишь отражение реальности, а не сама реальность. Однако, созданный образ всегда имеет определенное влияние на поступки и действия человека, создавшего этот образ.

    Так и в детско-родительских отношениях: поведение ребенка и восприятие поведения ребенка родителями – это не тождественные понятия. Родители часто пытаются поменять поведение сына или дочери, но не понимание о том, какое должно быть поведение у ребенка. В этом, от части, демонстрируется скрытое убежденность в собственной безошибочности, что так часта присуще родителям. Любой психический образ, представляет собой полиморфную, интегральную, многомерную и динамическую структуру.

    Как мы указывали ранее, Я – образ ребенка формируется в условиях перцептивного восприятия его значимыми взрослыми. Соответственно, вектор развития получают именно те стороны психики ребенка, которые родители отражают. Так как, формирование образа – это сложный и многоуровневый процесс, то наряду с отражением устойчивых свойств ребенка, идет прием оперативно-текущей информации о нем.

    Огромное влияние на восприятие родителей ока­зывает то, насколько этот ребенок придерживается и разделяет их собствен­ное мнение. В работах Е. Аронсоном и Б. Голденом, мы можем видеть, что, идентичные точки зрения на одни и те же объекты и явления, сближают людей [3]. Напротив, чем привлекательнее образ человека, тем больше сходства во взглядах и суждениях. Следовательно, образы это не просто зеркало существующей действительности, но и непосредственно преобразователи этой действительности. Очень верно обозначил эту связь Л.С.Выготский: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» [4].

    Конечно, в формировании образа собственного ребенка, нельзя не учитывать супружеские отношения родителей в целом. Ведь, проекция супруга всегда отражается на восприятии ребенка. Здесь, также, необходимо указать различные аспекты: влияние последовательности в вопросах воспитания между обоими родителями, выбор стратегии воспитания, опыт воспитания, полученный в родительском доме, личностные качества супругов и т.д. Такой многогранный ряд ха­рактеристик, еще не раскрывает весь спектр психологических особен­ностей отражения родителями, образ собственных детей.

    Созданный образ ребенка в настоящем, играет большую роль в формировании личности ребенка в будущем. Речь идет об эффекте самосбывающихся предсказаний. На какие компоненты образа ребенка ориентируются родители сейчас, при выборе направления его будущего развития. На сколько эти представления расходятся с представлениями самих детей, а также, на сколько различаются или сходятся взгляды супругов на будущее своего ребенка. А.У.Хараш [5]. неуклонно проводит мысль о том, что константные ожидания людей координируют процессов становления, преобразования и удержания глубинных личностных структур воспринимаемого субъекта: «Воспринимая другого человека, мы тем самым воздействуем на него – на его эмоциональное состояние, поведение, мыслительную активность и т.п.».

    В свою очередь, встает закономерный вопрос о существовании стереотипов и шаблонов в восприятии ребенка супругами. В работах американских психологов Г. Острома, Дж. Приора, Дж. Лингла и Н. Геве мы можем видеть особенности стабильности образа другого человека в сознании воспринимающего. Эти исследования показали, что тот, кто создает образ, как правило, не меняет его со временем, даже при появлении новых аспектов личности человека. Стереотипность и шаблонность восприятия характерна и для родителей в отношении собственных детей [6]. Это все может служить огромным барьером, на пути к установлению доверительных межличностных отношений, а иногда и селективный подход в установлении детско-родительских отношений между сиблингами [7].

    Говоря об образе ребенка, нельзя не упомянуть о параметрах вариативности этого образа в сознании родителей.

    Под вариативностью образа понимается как существование разнообразных вариантов образа одного и того же, так и разнообразие аспектов единой группы у одного человека. В частности, образ абстрактного ребенка в сознании родителей имеет примерный идентичный набор компонентов. Образ конкретно своего ребенка будет иметь набор разнообразных характеристик. Вариативность может быть ситуативна и контекстуальна [1], т.е. обусловлена ситуацией и контекстом проекции. Кроме контекста и ситуации на формирование образа воздействует два фактора.

    • Фактор объекта восприятия.
    • Фактор субъекта восприятия.

    Как мы говорили ранее, вариативность компонентов восприятия образов зависит не столько от объекта, сколько от субъекта перцепции. В работах В. М. Аллахвердова, мы можем найти интересные факты, подтверждающие эту интересную особенность. В действительности, работа психики сосредоточена в первую очередь на поиске доказательств своих предчувствий и начинается эта работа с идентификации этих предчувствий и реальности [8].  

    На вариативность образ ребенка влияют многие факторы, как субъективного так и объективного характера.

    • Объективные факторы – это константные характеристики субъекта.
    • Субъективные факторы – это личностно - ориентированные характеристики субъекта, выдвинутые на первый план, в момент формирования образа.

    К объективным факторам образа собственного ребенка, можно отнести: социальное положение, родственные связи, пол, возраст, ориентации относительно будущей профессии сына или дочери и т.д. К субъективным параметрам относятся личностно - ориентированные характеристики субъекта. Такие как, интеллектуальные, эмоциональные, волевые, коммуникативные и т.д.

    Можно разделить особенности формирования субъективного образа на три типа факторов.

    1. Образ ребенка в сознании родителей формируется в зависимости от особенностей общения с этим ребенком.
    2. Образ ребенка в сознании родителей формируется в зависимости от общения с другими взрослыми о своем ребенке.
    3. Действия, не связанные с ребенком, но влияющие на развитие личности родителя.

    Все факторы формируются в два этапа. Первый этап обусловлен детством самих родителей, второй этап – взрослым возрастом родителей. Притом, воздействие первого этапа на второй, оказывается, как правило, предопределяющим. Об этом наглядно показывает работа Е. В. Сидоренко [9].

    Таким образом, мы можем заключить, что существуют шесть главных факторов, воздействующих на формирование образа. Рассмотрим их более подробно.

    1. Личный жизненный опыт детства родителей:

    1.1. Опыт взаимодействия со взрослыми:

    - существование родителей и прародителей, их положение в социуме, особенности коммуникации с ними;

    - особенности коммуникации: с учителями, воспитателями, со значимыми и незначимыми взрослыми;

    - стиль детско-родительских отношений в семье, детском саду, школе,   учебном заведении;

    - наличие, особенностей и разнообразия совместной деятельности со   взрослыми (игры, отдых, труд, учеба);

             1.2. Особенности коммуникации со сверстниками:

    - наличие, количество, пол и возраст сиблингов и двоюродных братьев и сестер, взаимоотношения с ними;

    - отношения, опыт и разнообразие взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми.

    1.3. Наличие самостоятельных действий в детстве:

    - иррациональный опыт: эмоции и чувства, их спектр, модальность, глубина переживаний;

    - когнитивный опыт: навыки и привычки, импонирующая и не импонирующая деятельность (в том числе уроки), хобби, их объем, постоянство, особенность и разнообразность;

    - рациональный опыт: знания и умения, их широта, полнота, точность, значимость;

    -творческий опыт: задатки, способности, их результат, их многообразие, насыщенность, длительность и значимость.

    1. Личный жизненный опыт взрослого человека.

    2.1. Опыт общения с детьми:

    - опыт, касающийся детей вообще: его корни, длительность, многообразие, эмоциональная насыщенность, осознанность;

    - опыт, касающийся собственных детей: знания, умения и навыки, креативность, последовательность требований между супругами к ребенку, стиль детско-родительских отношений.

    2.2. Опыт общения со взрослыми по поводу детей: - включает те же параметры, что в п. 2.1, но опосредованные взаимодействием со взрослыми (коллегами, родителями, педагогами, общественностью, посторонними).

    Вот таким схематическим образом можно обозначить проблему доминирующих факторов, воздействующих на формирование перцептивного процесса и параметров вариативности образа ребенка в сознании родителей.

    Список литературы

     

    1. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании педагога. СПб, 2000,
    2. Mann R. A review of relationships between personality and performance in small groups.// psychological bulletin,1979, 4, p. 241-270.
    3. Aronson E., Golden B. W. The effect of relevant and irrelevant aspects of communicator credibility on attitude change // J. Pers. 1962. Vol. 30. P. 135-146.
    4. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994.
    5. Хараш А. У. Восприятие человека человеком как воздействие на другого // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1986. С. 84-85.
    6. Бодалев А. А., Ковалев А. Г. Современные тенденции в исследовании межличностного восприятия // Психология межличностного познания. НИИ общей педагогики АПН СССР. Вып. 5(20). 1981. С. 2-20.
    7. Цуканова Е. В. Понимание человека человеком и проблема социально-психологических барьеров // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1986. С. 85-86.
    8. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., 2000. 518с.
    9. Сидоренко Е. В. Опыты реориентационного тренинга. СПб., 1995. 252 с.
    Редактировалось Дата:
    Просмотров: 65
    0
    Продолжить чтение Комментариев: 0

    В гостях у птицы счастья

     

    В рамках реализации проекта по здоровьюзбережению для детей дошкольного возраста с непосредственным участием семей воспитанников «Будь здоров, малыш!»

    Цель – Сохранение психологического здоровья детей. Снятие эмоционального напряжения, настрой на позитивное восприятие.

    Участник - Дети старшего дошкольного возраста, их родители.

    Задачи

    1. Обучение детей приемам релаксации.
    2. Психомышечная тренировка.
    3. Снятие психоэмоционального напряжения.
    4. Создание позитивного фона настроения.

    Оборудование – модуль – мобайл «Птица счастья», пуфики кресла с гранулами, сухой душ, настенный ковер «Млечный путь», детское зеркальное панно, профессиональный генератор запахов со звуками природы.

    Время – 5-7 минут.

    Место проведение – сенсорная комната, кабинет психолога.

    Рекомендации к проведению - освещение в комнате неяркое, звучит спокойная музыка «Звуки леса».  

    Ход занятия

    Организационный момент. Дети заходят в кабинет психолога, становятся полукругом. Звучит летняя спокойная музыка. Сегодня, мы с вами познакомимся с удивительным миром, миром, где живет птица Счастья! А вы знаете, что такое счастье?

    Ответы детей.

    Сегодня я хочу познакомить вас с птицей счастья! Но путь  к ней будет сложным и трудным! Вы готов?

    Ответы детей.

    Тогда давайте не будем терять времени и отправимся в путь!

    Дети подходят к сухому душу.

    Это водопад хорошего настроения, тот, кто пройдет через эти волшебные цветные струи,  всегда будет иметь хорошее настроение!

    Дети по очереди проходят через водопад.

    Вы чувствуете свое хорошее настроение?

    Ответы детей.

    Давайте покажем, друг другу свои красивые улыбки и пойдем дальше, птица счастья ждет нас! 

    Дети подходят к подушкам с гранулами.

    Перед нами ребята долина Спокойствия. Давайте немного отдохнем после долгого путешествия.

    Ребята укладываются на подушки с гранулами. 

    Мы с вами находимся в долине Спокойствия. Устраивайтесь удобно, давайте насладимся приятной тишиной и спокойствием этого замечательного места. Посмотрите на мерцающие огоньки Млечного пути. Закройте лаза и представьте, как птица Счастья прилетела к вам и села на руку. Чувствуете, как ее крылья касаются вашего лица. Вы кормите ее с руки. Вам хорошо и радостно. Вы улыбаетесь этой птице Счастья и она дарит вам хорошее настроение. Вам спокойно и приятно.   Загадайте самое заветное свое желание, птица Счастья обязательно его исполнит. Открываем глаза. Потихоньку встаем на ноги.

    В это время в комнату вносится модуль мобайл «Птица счастья».

    Ребята я хочу познакомить вас птицей Счастья. Она прилетела к нам, чтоб каждый из нас мог загадать самое заветное желание и оно обязательно сбудется.

    Дети загадывают желание.

    Давайте еще раз посмотрим на долину спокойствия, попрощаемся с птицей Счастья, сохраним ощущение спокойствия надолго. 

    А ваш маршрут здоровья продолжается! Удачно вам его пройти!

     Дети продолжают путешествие по маршруту здоровья. В кабинет психолога приходит друггая группа детей.

     

    Редактировалось Дата:
    Просмотров: 3086
    0
    Продолжить чтение Комментариев: 0

     

     

    Форма выступления: Лекторий с использованием активных форм взаимодействия с родителями

    Название выступления: Инклюзия в образовании

    Цель: Повышение уровня психологической компетенции в вопросах инклюзивного образования.

    Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Ответственный: Педагог-психолог Попова И.С,

    Присутствовали: Родители средней общеобразовательной группы «А»

                          Родители средней общеобразовательной группы «Б»

    План мероприятия:

    • Познакомить родителей с термином «Инклюзия»
    • Обсудить перспективы инклюзивного образования для детей с ОВЗ и всех остальных детей
    • Упражнение «Погружение», цель: познакомить родителей с чувствами родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
    • Обсуждение упражнения
    • Рефлексия, обсуждение возможных вариантов поддержки и помощи таким семьям
    • Заключение, демонстрация видеоролика с участием параолимпийцев на олимпиаде в СОЧИ.

    Общее количество родителей: 24 человека.

    Конспект лектория

    Приветствие

    Психолог: Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим об инклюзии в образовании. Вероятно, многие из Вас уже знакомы с этим понятием, а многие слышат его первый раз. Как вы думаете, что означает этот термин?

    Ответы родителей.

    Психолог:Инклюзия от франц.включаю, вовлекаю — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что дети с ограниченными возможностями здоровья, в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.

    Скажите, что вы думаете о внедрения детей с ограниченными возможностями здоровья, в общую образовательную среду? Хорошо ли это для детей с ОВЗ, и если да то чем?

    А в чем вы видите плюсы внедрения таких детей в обыкновенные детские сады, школы?

    Внедрение детей с ОВЗ в социум – это обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Полноценная рече-двигательная среда, в результате постоянного общения  с полноценно передвигающимися детьми вырабатывается привычка, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со всеми.

    А какие плюсы инклюзивного образования вы видите для всей остальных детей? Что дети могут почерпнуть при общении с детьми ОВЗ?

    На самом деле, плюсы инклюзивного образования есть не только для детей с ОВЗ, но и для всех остальных детей. Например, обогащение личного опыта каждого ребенка, переоценка собственных ценностей. Развитие социальной компетентности (гибкость, эмпатия и заботливость, способность позитивной коммуникации, креативность). Формирование навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

    Особый ребенок в семье, это всегда определенные сложности и трудности. К сожалению, никто из нас не застрахован от рождения детей с особенностями в здоровье. Каждый из сидящих в этом зале знает пример таких семей из ближайшего окружения. У кого-то это соседи, родственники, знакомые, друзья и т.д. И каждый из нас встречая таких детей на улице, испытывает разные эмоции.

    Упражнение «Погружение»

    Я хочу сообщить вам, что к нам в группу детского сада приходят дети с ограниченными особенностями здоровья. Давайте на минуту закроем глаза и представим, какие эмоции испытывают родители, имеющие детей с ОВЗ при приходе в детский сад или школу в первый раз? О чем они думают? Чего боятся.

    Давайте подведем итог ваших предположений:

    • Чувство вины
    • Страх перед посещением образовательной организации
    • Чувство вины
    • Уверенность в неприятии
    • Одиночество и непонимание
    • Обида

    Как вы думаете, чем мы можем помочь таким семьям?

     Есть несколько не хитрых способов маленькой, но очень нужной помощи.

    Совместное обсуждение возможных вариантов создания партнерских отношений между родителям.

    • Гостеприимство
    • Знакомство с традициями и обычаями группы 
    • Создание дружеских и партнерских взаимоотношений 

     

    Разрешите мне еще раз напомнить всем нам подвиг наших параолимпийцев на олимпиаде 2014 года, и продемонстрировать небольшой видео ролик.

    Демонстрация видеоролика.

    В заключении, я хотела бы поблагодарить всех, за активное участие в нашей  встречи. Спасибо всем большое. До следующих встреч.

     

    Редактировалось Дата:
    Просмотров: 3652
    Продолжить чтение Комментариев: 0

    Семинар-практикум педагога-психолога в рамках реализации Семейного клуба «Дружная семейка»

    Форма: семинар-практикум «Шкатулка советов»

    Название: «Игры, в которые играем дома».

    Цель: повышение уровня психологической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей.

    Редактировалось Дата:
    Просмотров: 3453
    0
    Продолжить чтение Комментариев: 0
    Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.
     
    Редактировалось Дата:
    Просмотров: 5553
    0
    Продолжить чтение Комментариев: 0

    Нивелирование высокого уровня тревожности детей дошкольного возраста 5-7 лет средствами сенсорной комнаты

    Проблема тревожных и застенчивых детей является наиболее острой в современной дошкольной психологии. Такие дети, в отличие от своих сверстников, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, а ведь любой ребенок рано или поздно сталкивается с другими детьми, новой обстановкой. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, он не ждет ничего хорошего от окружающих. Легко представить какие сложности будет испытывать такой ребенок в школе, в учебном заведении, да и вообще во взрослой жизни в целом. Не до конца изучены и пути коррекции тревожного поведения детей дошкольного возраста. В нашем дошкольном учреждении была разработана система работы по нивелированию тревожного поведения детей старшего дошкольного возраста.

    Редактировалось Дата:
    Просмотров: 5699
    0
    Продолжить чтение Комментариев: 0

    Таблица возрастных страхов

    Редактировалось Дата:
    Просмотров: 4302
    0
    Продолжить чтение Комментариев: 0

    Тест Теммл — Дорки — Амен

    Тест Тэммл — Дорки — Амен имеет два набора картинок: для девочек и для мальчиков. Ребенку показывают книжечку с соответствующим набором картинок.

    Редактировалось Дата:
    Просмотров: 25416
    0
    Продолжить чтение Комментариев: 0

    При информационной поддержке департамента образования администрации города Нижневартовска

    © МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования»,

    Указанные товарные знаки и логотипы принадлежат соответствующим правообладателям. Использование этого веб-портала свидетельствует о принятии условий Пользовательского соглашения.

    Политика конфиденциальности персональных данных

    Яндекс.Метрика

    Для того, чтобы мы могли качественно предоставить вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая согласен, вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies вы можете в настройках своего браузера.