Образ ребенка в сознании родителей
Тема восприятия ребенка родителями, является одной из доминирующих в педагогической психологии. Ведь ни для кого не секрет, что особенности искажения, трансформации, функционирования образа ребенка в сознании родителей, является ключевым моментом в формировании личности этого ребенка. Более того, образ субъекта, сложившийся в понимании другого субъекта, непременно влияет на личность того, чей образ она отражает. Ребенок, особенно дошкольного возраста, как правило, становится таким, каким его видят значимые для него взрослые. А по принципу обратной связи, наиболее значимыми для него становятся, те взрослые, которые более других помогают ему приобрести уверенность в своих силах. Поэтому, основным моментом здесь может служить не простое наложение образов (совпадение): самовосприятия ребенка и восприятие его родителями, но и положительный совместный образ, направленный в будущее.
Многие отечественные авторы отмечают, что образ ребенка, не смотря на всю многогранность этой категории, рассматроивается взрослыми в основном с познавательной точки зрения. Иными словами, в узко интеллектуальном значении. Однако, в области перцептивной коммуникации важным аспектом является умение адекватно рассматривать образ собеседника по общению [2]. А если учесть, что собеседником в данном контексте является собственный ребенок, то не трудно предположить какую роль в воспитании и формировании личности играет образ ребенка в сознании родителей. Опыт человека создает отдельные предположения относительно воспринимаемого объекта, которые не всегда совпадают с объективной реальностью. И это понятно, так как – это всего лишь отражение реальности, а не сама реальность. Однако, созданный образ всегда имеет определенное влияние на поступки и действия человека, создавшего этот образ.
Так и в детско-родительских отношениях: поведение ребенка и восприятие поведения ребенка родителями – это не тождественные понятия. Родители часто пытаются поменять поведение сына или дочери, но не понимание о том, какое должно быть поведение у ребенка. В этом, от части, демонстрируется скрытое убежденность в собственной безошибочности, что так часта присуще родителям. Любой психический образ, представляет собой полиморфную, интегральную, многомерную и динамическую структуру.
Как мы указывали ранее, Я – образ ребенка формируется в условиях перцептивного восприятия его значимыми взрослыми. Соответственно, вектор развития получают именно те стороны психики ребенка, которые родители отражают. Так как, формирование образа – это сложный и многоуровневый процесс, то наряду с отражением устойчивых свойств ребенка, идет прием оперативно-текущей информации о нем.
Огромное влияние на восприятие родителей оказывает то, насколько этот ребенок придерживается и разделяет их собственное мнение. В работах Е. Аронсоном и Б. Голденом, мы можем видеть, что, идентичные точки зрения на одни и те же объекты и явления, сближают людей [3]. Напротив, чем привлекательнее образ человека, тем больше сходства во взглядах и суждениях. Следовательно, образы это не просто зеркало существующей действительности, но и непосредственно преобразователи этой действительности. Очень верно обозначил эту связь Л.С.Выготский: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» [4].
Конечно, в формировании образа собственного ребенка, нельзя не учитывать супружеские отношения родителей в целом. Ведь, проекция супруга всегда отражается на восприятии ребенка. Здесь, также, необходимо указать различные аспекты: влияние последовательности в вопросах воспитания между обоими родителями, выбор стратегии воспитания, опыт воспитания, полученный в родительском доме, личностные качества супругов и т.д. Такой многогранный ряд характеристик, еще не раскрывает весь спектр психологических особенностей отражения родителями, образ собственных детей.
Созданный образ ребенка в настоящем, играет большую роль в формировании личности ребенка в будущем. Речь идет об эффекте самосбывающихся предсказаний. На какие компоненты образа ребенка ориентируются родители сейчас, при выборе направления его будущего развития. На сколько эти представления расходятся с представлениями самих детей, а также, на сколько различаются или сходятся взгляды супругов на будущее своего ребенка. А.У.Хараш [5]. неуклонно проводит мысль о том, что константные ожидания людей координируют процессов становления, преобразования и удержания глубинных личностных структур воспринимаемого субъекта: «Воспринимая другого человека, мы тем самым воздействуем на него – на его эмоциональное состояние, поведение, мыслительную активность и т.п.».
В свою очередь, встает закономерный вопрос о существовании стереотипов и шаблонов в восприятии ребенка супругами. В работах американских психологов Г. Острома, Дж. Приора, Дж. Лингла и Н. Геве мы можем видеть особенности стабильности образа другого человека в сознании воспринимающего. Эти исследования показали, что тот, кто создает образ, как правило, не меняет его со временем, даже при появлении новых аспектов личности человека. Стереотипность и шаблонность восприятия характерна и для родителей в отношении собственных детей [6]. Это все может служить огромным барьером, на пути к установлению доверительных межличностных отношений, а иногда и селективный подход в установлении детско-родительских отношений между сиблингами [7].
Говоря об образе ребенка, нельзя не упомянуть о параметрах вариативности этого образа в сознании родителей.
Под вариативностью образа понимается как существование разнообразных вариантов образа одного и того же, так и разнообразие аспектов единой группы у одного человека. В частности, образ абстрактного ребенка в сознании родителей имеет примерный идентичный набор компонентов. Образ конкретно своего ребенка будет иметь набор разнообразных характеристик. Вариативность может быть ситуативна и контекстуальна [1], т.е. обусловлена ситуацией и контекстом проекции. Кроме контекста и ситуации на формирование образа воздействует два фактора.
- Фактор объекта восприятия.
- Фактор субъекта восприятия.
Как мы говорили ранее, вариативность компонентов восприятия образов зависит не столько от объекта, сколько от субъекта перцепции. В работах В. М. Аллахвердова, мы можем найти интересные факты, подтверждающие эту интересную особенность. В действительности, работа психики сосредоточена в первую очередь на поиске доказательств своих предчувствий и начинается эта работа с идентификации этих предчувствий и реальности [8].
На вариативность образ ребенка влияют многие факторы, как субъективного так и объективного характера.
- Объективные факторы – это константные характеристики субъекта.
- Субъективные факторы – это личностно - ориентированные характеристики субъекта, выдвинутые на первый план, в момент формирования образа.
К объективным факторам образа собственного ребенка, можно отнести: социальное положение, родственные связи, пол, возраст, ориентации относительно будущей профессии сына или дочери и т.д. К субъективным параметрам относятся личностно - ориентированные характеристики субъекта. Такие как, интеллектуальные, эмоциональные, волевые, коммуникативные и т.д.
Можно разделить особенности формирования субъективного образа на три типа факторов.
- Образ ребенка в сознании родителей формируется в зависимости от особенностей общения с этим ребенком.
- Образ ребенка в сознании родителей формируется в зависимости от общения с другими взрослыми о своем ребенке.
- Действия, не связанные с ребенком, но влияющие на развитие личности родителя.
Все факторы формируются в два этапа. Первый этап обусловлен детством самих родителей, второй этап – взрослым возрастом родителей. Притом, воздействие первого этапа на второй, оказывается, как правило, предопределяющим. Об этом наглядно показывает работа Е. В. Сидоренко [9].
Таким образом, мы можем заключить, что существуют шесть главных факторов, воздействующих на формирование образа. Рассмотрим их более подробно.
- Личный жизненный опыт детства родителей:
1.1. Опыт взаимодействия со взрослыми:
- существование родителей и прародителей, их положение в социуме, особенности коммуникации с ними;
- особенности коммуникации: с учителями, воспитателями, со значимыми и незначимыми взрослыми;
- стиль детско-родительских отношений в семье, детском саду, школе, учебном заведении;
- наличие, особенностей и разнообразия совместной деятельности со взрослыми (игры, отдых, труд, учеба);
1.2. Особенности коммуникации со сверстниками:
- наличие, количество, пол и возраст сиблингов и двоюродных братьев и сестер, взаимоотношения с ними;
- отношения, опыт и разнообразие взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми.
1.3. Наличие самостоятельных действий в детстве:
- иррациональный опыт: эмоции и чувства, их спектр, модальность, глубина переживаний;
- когнитивный опыт: навыки и привычки, импонирующая и не импонирующая деятельность (в том числе уроки), хобби, их объем, постоянство, особенность и разнообразность;
- рациональный опыт: знания и умения, их широта, полнота, точность, значимость;
-творческий опыт: задатки, способности, их результат, их многообразие, насыщенность, длительность и значимость.
- Личный жизненный опыт взрослого человека.
2.1. Опыт общения с детьми:
- опыт, касающийся детей вообще: его корни, длительность, многообразие, эмоциональная насыщенность, осознанность;
- опыт, касающийся собственных детей: знания, умения и навыки, креативность, последовательность требований между супругами к ребенку, стиль детско-родительских отношений.
2.2. Опыт общения со взрослыми по поводу детей: - включает те же параметры, что в п. 2.1, но опосредованные взаимодействием со взрослыми (коллегами, родителями, педагогами, общественностью, посторонними).
Вот таким схематическим образом можно обозначить проблему доминирующих факторов, воздействующих на формирование перцептивного процесса и параметров вариативности образа ребенка в сознании родителей.
Список литературы
- Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании педагога. СПб, 2000,
- Mann R. A review of relationships between personality and performance in small groups.// psychological bulletin,1979, 4, p. 241-270.
- Aronson E., Golden B. W. The effect of relevant and irrelevant aspects of communicator credibility on attitude change // J. Pers. 1962. Vol. 30. P. 135-146.
- Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994.
- Хараш А. У. Восприятие человека человеком как воздействие на другого // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1986. С. 84-85.
- Бодалев А. А., Ковалев А. Г. Современные тенденции в исследовании межличностного восприятия // Психология межличностного познания. НИИ общей педагогики АПН СССР. Вып. 5(20). 1981. С. 2-20.
- Цуканова Е. В. Понимание человека человеком и проблема социально-психологических барьеров // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1986. С. 85-86.
- Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., 2000. 518с.
- Сидоренко Е. В. Опыты реориентационного тренинга. СПб., 1995. 252 с.