Деятельность педагогов – психологов и социальных педагогов
в рамках внутренней системы оценки качества образования МБОУ «СОШ №17»
Ремер Карина Анатольевна
педагог – психолог МБОУ «СОШ №17», г. Нижневартовска
remer-karina@yandex.ru
В каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном типе личности (М. Вебер), отражающие набор ценностных нормативных характеристик, которые даются человеку обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, направленного на создание соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, обеспечивающих формирование личности как идеального представителя гражданского общества.
В настоящее время все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко-предметными знаниями и навыками.
В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.
В современной образовательной системе все большее признание получает антропологическая парадигма как ориентация на человеческую реальность во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях; выступающая как поиск средств и условий становления человека как творца собственной жизни, как индивидуальности.
С введением ФГОС НОО разработана основная образовательная программа МБОУ «СОШ №17». Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной образовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенции, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
Метапредметные результаты формируются за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
Личностные результаты формируются за счет реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.
Успешность решения выше представленных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует обучающихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.
В МБОУ «СОШ №17» оценка метапредметных результатов (познавательных, регулятивных, коммуникативных) осуществляется в рамках интеграции всех видов внутришкольного контроля: промежуточной и итоговой аттестации, рубежного, текущего контроля.
Оценка личностных результатов, а именно: сформированность внутренней позиции обучающегося, основ гражданской идентичности, самооценки, мотивации учебной деятельности, морально – этических суждений, на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС не подлежат итоговой оценке.
В рамках системы внутренней оценки осуществляется ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности.
Проводимая педагогом – психологом диагностика уровня сформированности УУД осуществляется строго по апробированному, валидному и рекомендованному психодиагностическому инструментарию.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфолио обучающегося.
Портфолио обучающегося первой ступени обучения:
В целях эффективности внутренней оценки достижения планируемых результатов обучающимися школы первой ступени обучения предусмотрено осуществление обратной связичерез:
1. информированность:
- педагогов об эффективности педагогической деятельности (на педсоветах, совещаниях, посвященных анализу учебно-воспитательного процесса);
- обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрация материалов портфолио);
- родителей о достижениях детей.
Значительную роль в информационной поддержке может играть Интернет-сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, диверсифицирующий мотивационную среду образовательного учреждения. Именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации.
2. обеспечение мотивации на обучение, ориентировку на успех, поощрение даже за незначительное продвижение обучающихся.
В рамках реализации программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся социальным педагогом МБОУ «СОШ №17» была разработана подпрограмма, с целью пропаганды ЗОЖ - «Мой правильный выбор».
Педагогом – психологом были разработаны подпрограммы психолого – педагогического сопровождения обучающихся первой ступени обучения на основе программы «Тропинка к своему Я», кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой, с целью развития интереса ребенка к познанию собственных возможностей, обучению нахождения путей и способов преодоления трудностей, формирования личностных и коммуникативных УУД.
Отличительной особенностью программы является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей:
Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой);
В соответствии с учебным объемом учебного времени составляет 135 часов (33 недели в 1 классах и 34 недели во 2-4 классах, по 1 часу в неделю).
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие эмоционально – волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники (сказкотерапия и др.), направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.
Таким образом, количество часов подразделяется пополам – 50% количества часов аудиторных занятий от общего количества занятий и 50% количества часов внеаудиторных активных занятий.
Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся начальной школы осуществляется в рамках реализации внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования, призванная, в настоящей действительности, гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.
В МБОУ «СОШ №17»внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Если в рамках оценки качества образования деятельность педагога – психолога осуществляется в духовно – нравственном направлении развития личности обучающихся, то педагоги – предметники осуществляют свою деятельность в общеинтеллектуальном направлении развития личности, в рамках кружковой работы, а именно – «Первые шаги в науку», «Логика», «Риторика». Занятия проходят по одному часу в неделю.
Под руководством заместителя директора по методической работе организована работа «Школы юного исследователя», где обучающиеся знакомятся с основами научно – исследовательской и проектной деятельности, получают первый опыт в самопрезентации. Пробуя свои силы в этом направлении, принимают участие в проектной деятельности школьного научного общества, в слете научных обществ обучающихся образовательных учреждений, в межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира».
Результатами организации внеурочной деятельности можно считать призовые места наших обучающихся в интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах и научно – исследовательской деятельности.
По результатам мониторинговых исследований количество проектных работ обучающихся первой ступени обучения в МБОУ «СОШ №17» в 2013г. составляло 29 шт., а в 2014г. – 46. Призовые места в рамках проведения научно – исследовательской деятельности в 2013г. – 7, а в 2014 – 15.
С введением ФГОС начального общего образования большое влияние на результативность образовательного процесса оказывает работа педагогов – предметников, социальных педагогов и педагогов – психологов с родителями обучающихся, их тесное сотрудничество в воспитании и обучении детей.
Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотехнические методики на доступном для них уровне. Не обязательно давать родителям глубокие знания, но можно познакомить их с основными положениями, подходами; показать, каким образом можно повысит самооценку ребенка, дать ему возможность для личностного роста; научить родителей лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимоотношения.
Сегодняшняя социальная ситуация диктует определенные условия организации взаимодействия родителей и педагогов, родителей и педагога – психолога. Каждое образовательное учреждение выбирает такие формы работы с родителями, которые в большей степени соответствуют внутренней философии, организационной философии, образовательной программе.
В нашем образовательном учреждении используются различные формы взаимодействия с семьей, такие как, тематические встречи, родительские собрания. Но наш педагогический коллектив использует и другие формы работы, такие как родительские клубы.
С 2013г. в нашей школе успешно функционирует родительский клуб «Секреты добрых отношений», с целью повышения психолого – педагогической компетенции родителей посредством обмена практическим опытом воспитания детей в условиях неформального общения.
В рамках работы родительского клуба, под руководством педагога – психолога, встречаются мамы, папы, дедушки и бабушки. На таких встречах родители знакомятся друг с другом, делятся своим опытом взаимодействия с детьми, встречаются со специалистами, участвуют в решении сложных задач и просто разговаривают и играют, становясь на короткое время детьми, непосредственными, непоседливыми, любознательными, - словом, такими, как их сын или дочка. Все это помогает родителям лучше понять своих детей, почувствовав, хоть на короткое время, себя на месте ребенка. Как показывает практика, родители заинтересованы не только в решении проблем ребенка, но и в теплом, неформальном общении с другими родителями, которого многим не хватает в наше стремительное время.
Формы работы с родителями разнообразны: психологическая гостиная, вечера вопросов и ответов, круглые столы, проблемные лекции, мини – тренинги и просто душевные разговоры.
Программа работы школьного родительского клуба «Секреты добрых отношений» в 2014г. была представлена на Всероссийской научно – практической конференции «Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО – Югры, НВГУ» в рамках работы секции «Психолого – педагогическое сопровождение и социально – воспитательная деятельность в образовательных учреждениях».
В результате совместной работы социального педагога и педагога – психолога в сентябре 2014г. были сняты с учета в ТКДНиЗП (территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав) 2 семьи, находящиеся в социально – опасном положении. На учете в отделе полиции №3, ТКДН иЗП в 2013г. состояло 6 обучающихся, а в 2014г. – 2 обучающихся. На внутришкольном учете в 2013г. состояло 7 обучающихся, а в 2014г. – 5 обучающихся.
В нашей школе в рамках системы оценки качества образования деятельность педагога – психолога заключается в организации творческого союза педагогической, ученической и родительской общественности, в повышении уровня личностных и коммуникативных УУД, в рамках реализации внеурочной деятельности.
Редактировалось Дата:
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая согласен, вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies вы можете в настройках своего браузера.