.

    Вы находитесь здесь:Блоги/Палагина М.Н./Формирование регулятивных УУД старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений в процессе подготовки к школе» - Портал системы образования города Нижневартовска - Блоги пользователей портала Системы образования г.Нижневартовска

    Блоги пользователей портала Системы образования г.Нижневартовска

    Добавлено : Дата: в разделе: ГМО педагогов - психологов

    Формирование регулятивных УУД старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений в процессе подготовки к школе»

     

    Автор

    педагог-психолог высшей категории

    МБОУ «СШ №23 с УИИЯ»

    О.А.Смородина

    Тема: «Формирование регулятивных УУД старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений в процессе подготовки к школе»

     

    Почему именно сейчас мы во главу угла процесса обучения ставим формирование УУД, ведь образование как система передачи молодому поколению накопленных ценностей общества существует с момента появления школы как социального института?

    Ответ на этот вопрос очевиден. Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объёма; усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Они определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, способствующий изменению общей парадигмы, т.е. подхода, образования, что находит отражение в переходе:

    • от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться;
    • от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации;
    • от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);
    • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества. В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя.

    «Школьное обучение никогда не начинается

    с пустого места, а всегда опирается

    на определённую стадию развития,

    проделанную ребёнком».

    Л.С.Выготский

    Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием давняя, но актуальная. Вопросам преемственности между детским садом и школой посвящены работы К.В.Бардина, Л.И. Божович,Г.В.Бурменского,Н.Ф. Виноградовой, Л.Е. Журовой,А.Г.Лидерса,В. С. Мухиной и др. В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

    Проблема преемственности возникает по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное, изменение методов и содержания обучения. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

    Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Мною разработана «Программа психологической подготовки к школе «Я расту, я весь мир познать хочу»» прошла проверку на Антиплагиат (оригинальность текста составляет 72%) и рецензирование. Статья одобрена Экспертным Советом и рекомендована к публикации: V Международная научно-практическая конференция «Научные исследования: от теории к практике».

    Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность.

    Психологическая преемственность требует учёта возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и в то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных «переходных» периодов.

    Особое внимание необходимо уделять формированию предпосылок учебной деятельности, т.е. развитию универсальных учебных действий.

    Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

    Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
    Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
    Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

    Функции УУД включают:

    - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
    - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

    УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    Рассмотрим регулятивные УУД. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

    Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее. Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня – это уметь пользоваться этими сведениями.

    При поступлении ребёнка в школу выделяют следующие показатели сформированности регулятивных УУД.

    • умение осуществлять действие по образцу;
    • умение сохранять заданную цель;
    • умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
    • умение адекватно принимать оценку взрослого и сверстника.

    К ним относятся:

    • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
    • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
    • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
    • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
    • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
    • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
    • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

    Ребёнок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать

    Условия формирования и развития регулятивных действий:

    1. С начала обучения необходимо приучать ребёнка использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
    2. Перед ребёнком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
    3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
    4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.
    5. Использование цветных и графических форм представления оценок.
    6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.
    7. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:
      - организация взаимной проверки заданий,
      - взаимные задания групп,
      - учебный конфликт,
      - обсуждение участниками способов своего действия
      - заполнение рефлексивного портфолио.
    8. Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

    • выбирать средства для организации своего поведения;
    • запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
    • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
    • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
    • начинать и заканчивать действие в нужный момент;
    • тормозить ненужные реакции.
    Редактировалось Дата:
    0

    Комментарии

    При информационной поддержке департамента образования администрации города Нижневартовска

    © МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования»,

    Указанные товарные знаки и логотипы принадлежат соответствующим правообладателям. Использование этого веб-портала свидетельствует о принятии условий Пользовательского соглашения.

    Политика конфиденциальности персональных данных

    Яндекс.Метрика

    Для того, чтобы мы могли качественно предоставить вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая согласен, вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies вы можете в настройках своего браузера.