Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
г. Нижневартовска «Центр детского творчества»
педагог-психолог Полякова Светлана Асватовна
Специфика работы в учреждении дополнительного образования с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.
Специфика образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования заключается в нестандартном подходе к обучающимся, который формируется в реальной возможности выбора индивидуального образовательного пути, освоения учебного материала в личностно значимом темпе и объеме. Таким образом, ребёнку предоставляются условия для развития его творческих способностей с учётом интересов и возможностей. Дополнительное образование создает пространство, в котором может развиваться личность, обеспечивает ей «ситуацию успеха», в отличие от основного образования, когда успех сопутствует далеко не каждому.
Иными словами, дополнительное образование выполняет определенную защитную функцию — компенсирует ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях массовой школы, обогащает и расширяет их культурный опыт. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования дают возможность в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.
Центр детского творчества, являясь учреждением дополнительного образования, создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с ОВЗ в таких кружках, как: декоративная роспись, лепка, изобразительное искусство, вышивка, бисероплетение, парикмахерское искусство, многие ребята обучаются игре на музыкальных инструментах: фортепиано, синтезаторе, гитаре, поют в фольклорном ансамбле.
Так по итогам 2013-2014 года в Центре детского творчества занимались 19 детей, имеющие ограниченные возможности здоровья. Педагоги, учитывая особенности таких детей, применяют индивидуальный подход в освоении образовательных программ, которые дополнены и расширены возрастной категорией до 24 лет. Занятия с такими детьми, как правило, проходят в смешанных группах наравне с другими ребятами. Такое включение детей в общий образовательный процесс с детьми, не имеющими отклонений в здоровье, позволяет воспитывать в детях толерантное отношение друг к другу, учит проявлять взаимопомощь и поддержку, а также способствует успешной социализации детей данной категории, обеспечивая их полноценное участие в жизни общества.
В Центре детского творчества накоплен многолетний педагогический опыт работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ. С 1996 года организована работа семейного клуба «Надежда», который ежегодно посещают более 30 семей.
Основная цель деятельности семейного клуба «Надежда»:
Создание условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями в учреждении дополнительного образования.
Основными задачами для достижения поставленной целиявляются:
- Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям в формировании адекватных поведенческих и эмоциональных реакций, способствующих успешной социализации;
- Обеспечение атмосферы эмоционального комфорта, сотрудничества и принятия особенностей каждого ребенка.
Основными направлениями деятельности клуба «Надежда» являются:
- сбор информации о семье, ее запросах, готовности к сотрудничеству с ЦДТ;
- учебно-воспитательный процесс в различных творческих коллективах и кружках по интересам детей;
- психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей;
- культурно-массовые мероприятия;
- профилактическая работа.
В деятельности семейного клуба «Надежда» используютсятакие формыработы как:
- кружковая работа (по направлениям деятельности «Центра детского творчества»);
- индивидуальная работа (привитие детям доступных умений и навыков);
- организация и проведение праздников, концертов, конкурсов, развлекательно-познавательных игр, викторин. Среди них: «Что я знаю о своей Родине», «Что, где, когда», «Любимой маме», «Новогодний калейдоскоп», «Великий День Победы!», и многие другие. Причем включение таких детей бывает, как непосредственным (с участием самого ребенка), так и опосредованным (дети приглашаются в качестве зрителей или болельщиков). Такое включение позволяет детям получить уникальный опыт взаимодействия и коммуникации со сверстниками, способствует формированию опыта эмоционально-оценочных отношений, дает ощущение сопричастности к образовательному учреждению, способствует воспитанию патриотических чувств. При активном участии детей и родителей организуются народные праздники«Покров день», «Калядки», «Рождество Христово», «Масленица», и др.
- организация и проведение спортивно-развлекательных программ, выездов на базу отдыха «Голубое озеро», где педагоги-организаторы базы проводят спортивные соревнования, основанные на каком-либо сюжете: «Приключение», «Клад» и др.)
- проведение занятий для родителей с элементами психологического тренинга: «Легко ли быть родителем особенного ребенка», «Я и мой ребенок», проведение индивидуальных консультаций, бесед).
- проведение мастер-классов, семинаров-практикумов (проводятся для детей и их родителей педагогами отделов декоративно-прикладного творчества и эстетики быта: «Новогодние игрушки», «Как украсить стол к празднику», «Сделай сам открытку», «Расти коса до пояса (прически для девочек) и другие.
- подготовка детей к участию в конкурсах, выставках и фестивалях различного уровня: «Я радость нахожу в друзьях», «Солнце для всех» (г. Ханты-Мансийск), «Шаг навстречу» (г. Санкт-Петербург), и др.Родители таких детей принимают самое активное участие в подготовке.
Так, ежегодно в Центре детского творчества проводится более 30 мероприятий для семейного клуба «Надежда».
Таким образом, многолетний опыт работы Центра детского творчества с детьми с особенностями психофизического развития показывает, что активное включение детей в общий образовательный процесс наравне с обычными детьми благоприятно сказывается на общем развитии таких детей, создает для них атмосферу эмоционального комфорта, позволяет приобрести неоценимый опыт взаимодействия и коммуникации со сверстниками, а тесное сотрудничество педагогов с родителями в рамках семейного клуба «Надежда» способствует успешной социализации и адаптации детей данной категории, обеспечивая их полноценное участие в жизни общества.
Мы гордимся достижениями наших обучающихся и выпускников:
Калашников Илья, Фатхутдинова Лилия, Комова Евгения, Колесникова Елизавета, Бахтиярова Регина,Зайцев Юрий являются не только участниками, но и дипломантами и победителями конкурсов различного уровня.
Выпускники детских объединений продолжают дальнейшее обучение по профилю: Данильченко Артур - студент музыкального отделения социально-гуманитарного колледжа, солистка фольклорного ансамбля Валерия Фролова обучается в школе для одаренных детей Севера (г. Ханты-Мансийск).
А имя Дмитрия Верещагина занесено в книгу одаренных детей России.
Редактировалось Дата:
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая согласен, вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies вы можете в настройках своего браузера.