.
Психологическое сопровождение мониторинга внеурочной деятельности
Педагог-психолог Палагина М.Н.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и старшая школа). Программа психологического сопровождения, мониторинга результатов внеурочной деятельности обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения.
Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи психологического сопровождения формирования универсальных учебных действии у обучающихся:
- обозначить возрастные особенности для формирования универсальных учебных действий применительно к среднему образованию;
- выделение условий и факторов развития универсальных учебных действий в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию;
- подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
Направления работы психологического сопровождения универсальных учебных действий:
1) Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно - воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, оказание помощи педагогам в планировании урока с учетом требований ФГОС ООО).
2) Диагностика с точки зрения требуемых компетенций обучающихся по завершении определенного этапа обучения.
3) Просвещение — преодоление ложных и надуманных психологических знаний, которые бытуют как среди учителей, так и родителей.
4) Экспертная оценка образовательных и учебных программ, проектов, пособий, профессиональной деятельности специалистов.
5) Развитие и коррекция.
6) Профориентационное сопровождение. В рамках реализации программы профессионального самоопределения у обучающихся появится возможность использования профессиональных и социальных проб, двухуровнего варианта профессионального самоопределения (на уровне системы выбора – 5-9 кл.) и системы профилизации (10-11 классы). Кроме этого, актуальность программы для самой школы определяется возможностью профессионального развития педагогов школы в условиях возможного закрепления за МБОУ «СОШ № 9» статуса стажировочной площадки по разработке и апробации современной концепции технологического образования в г. Нижневартовске.
В рамках реализации Программы развития апробируется программа « Модель профессионального самоопределения», в которой выделяется несколько этапов профессионального самоопределения обучающихся, один из которых – «Пассивно-поисковый», или этап первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения в 1-7-х классах
Цели:
- формирование добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к трудовой деятельности
- актуализация и развитие интересов, склонностей и способностей школьников
- создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности
- формирование потребности школьников в профессиональном самоопределении
Задачи:
- формирование информационной основы выбора профессии;
- формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах;
- воспитание готовности к трудовой деятельности.
Методы:
1. Индивидуальная работа с учащимися по вопросам выбора профессии.
2. Изучение состояния социально-производственной инфраструктуры региона.
3. Дни открытых дверей.
4. Кружки технического и художественного творчества (дополнительные).
5. Работа с родителями.
6. Классные часы.
7. Изучение и мониторинг профнамерений учащихся.
В течении года с обучающимися проводится диагностика уровня сформированности УУД, результаты которой вносятся в Индивидуальный маршрут обучения. Таким образом, продолжаем создавать банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся.
Схема психологического мониторинга по отслеживанию формирования УУД
УУД |
Уровни сформированности |
Диагностика |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
Самопознание и самоопределение (личностные УУД) В сфере личностных УУД – формирование внутренней позиции обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности. |
- чувство необходимости учения; - адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»; -адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание способов поддержания своей самооценки; - высокая степень и особенность приспособления к новым социально-психологическим условиям; Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. |
- выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем; - интерес к учению; - адекватная степень и особенность приспособления к новым социально-психологическим условиям. Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. |
-неумение адекватно оценить свои способности; -самооценка ситуативна; -самооценка зависит не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением. Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, поручение небольших поручений, но с достижимым положительным результатом |
Методика «Адаптация к школе» Александровской Методика Дембо-Рубинштейн Исследование уровня самооценки «Тест школьной тревожности» Филлипса Опросник Г.Айзенка для определения типа темперамента |
Смыслообразование (регулятивные УУД) Регулятивные УУД- овладение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне него. |
Обучающийся: - устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; - стремится к самоизменению; – приобретению новых знаний и умений; - мотивирован на высокий результат учебных достижений. Рекомендации: привлечение ученика к проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня |
Обучающийся: - частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; – стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся; Рекомендации: - придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность. |
- частично сформированы познавательные мотивы и интересы; -частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность); - склонность выполнять облегченные задания; - ориентирован на внеурочную деятельность; - слабо ориентирован на процесс обучения. Рекомендации: - консультация специалистов, - использовать облегченные виды работы, дифференцированные задания на уроках. |
Методика «Адаптация к школе» Александровской Методика «Учебная мотивация» Карпова Н.И. Методика «Репрезентативные системы» |
Сотрудничество, взаимодействие (коммуникативные УУД) Коммуникативные УУД- организация и осуществления сотрудничества со сверстниками, учителями; адекватность восприятия и обработки информации. |
- сформированы представления о моральных нормах; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
- активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении, - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; |
- знает суть нравственных норм, - слабый уровень управления поведением партнера, слабый уровень контроля, коррекции, оценки действий партнера и себя в отношении с ним. |
Методика «Наша группа» Моткова О.И. |
(Познавательные УУД) Познавательные УУД – восприятие и анализ сообщения, и важнейшие их компоненты. |
- самостоятельное выделение и формулирование познава тельной цели; - структурирование знаний; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; |
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
- слабое определение основной и второстепенной информации; - не возможность создания самостоятельного поля для способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Групповой интеллектуальный тест Р.Амтхауэра Методика «Репрезентативные системы» Выявление доминирующего способа восприятия информации |
В основу диагностического инструментария легли принципы универсальности методик, эргономичности проведения диагностических мероприятий, их соответствия возрастным особенностям школьников. Перечень диагностических методик по четырем основным видам УУД, бланк обследования обучающихся, план психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС ООО носят исключительно ознакомительный и экспериментальный характер, так как находятся в стадии критического оценивания, доработки, апробации и постоянно подвергаются корректировке. Для диагностики УУД были выбраны следующие методики.
Перед вами представлен образец мониторинга…
(Также в рамках формирования УУД) В рамках опережающего введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, внеурочной деятельности реализуется программа «Познай себя» (основы психологических знаний), для обучающихся 5-7 классов. Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной (степень восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление от стаивать свое мнение, формирование адекватной само оценки, повышение интереса ко всем школьным уро кам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).
Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО.
¢Наличие системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС в основной школе через разработку эффективных механизмов совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса школы.
¢Наличие системы оценивания УУД с учетом возрастных особенностей учащихся.
¢Мониторинг отслеживания сформированности УУД и динамики психологического развития учащихся.
¢Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого-педагогических аспектах формирования УУД.
¢Гармоничное развитие обучающихся, способных к дальнейшему саморазвитию личностного, физического, интеллектуального потенциала.
¢Психологизация учебно-воспитательного процесса в свете требований ФГОС ООО.
-профессиональное самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
А результаты самого мониторинга носит ориентировочный характер для учащихся, являются важным показателем для педагога, который с учетом полученных результатов организует образовательную, воспитательную деятельность. Диагностика личностных изменений и работа по самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию позволяют отследить изменения в личности учащихся и скорректировать маршрут прохождения курсов по выбору.
Редактировалось Дата:
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая согласен, вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies вы можете в настройках своего браузера.